Экспресс-Форум

 

«Большие надежды в эпоху перемен:

ДПО как важнейший фактор общественных преобразований»

 

      I.            Процесс управления качеством ДПО

I.1. Поручение Президента РФ  Правительству РФ от 21 июля 2012 года №ДМ-П8-4190 и  ФЗ№273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» создали для системы ДПО идеальные условия качественного и эффективного развития. Система ДПО в основном вышла из -под государственного управления и контроля (кроме государственного лицензирования образовательной деятельности) и перешла под крыло работодателей. Знаковым для определения эффективного пути взаимодействия работодателей с системой ДПО стал Указ Президента РФ №249 от 16 апреля 2014 года «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям» (НСПК). Создание НСПК и его отраслевых Советов внесло существенные коррективы в систему разработки, согласование и утверждение профессиональных стандартов. Это способствовало тому, что сегодня профессиональные стандарты ставятся во главу угла при подготовке кадров и оценке уровня их профессиональных квалификаций и компетенций.

Данный факт существенно влияет на организацию и проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций их реализующих. Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям определил базовые принципы, требования к процедурам и участникам профессионально-общественной аккредитации и наделил полномочиями по проведению профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций ряд отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК), включая и Совет по профессиональным квалификациям в строительстве.

Сегодня отраслевые СПК определяют количество необходимых отраслевых профессиональных стандартов (ПС) – находят разработчиков ПС, финансируют деятельность разработчиков ПС, контролируют трансформацию требований ПС в Федеральные государственные образовательные стандарты, формируют требования ПС к программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения.

То есть ПС является эталоном при разработке всех видов профессиональных программ образования и обучения.

Далее деятельность отраслевых СПК с образовательными структурами должна разделяться по двум направлениям:

1.     Разработка и реализация основных образовательных программ для подготовки кадров в соответствии с требованиями конкретных профессиональных стандартов. Здесь отраслевые СПК вступают во взаимодействие с Министерством образования и науки РФ. Минобрнауки РФ разрабатывает Федеральный государственный образовательный стандарт (или несколько ФГОС) для соответствующего ПС.

2.     Разработка и реализация программы дополнительного профессионального образования и обучения. Здесь отраслевым СПК целесообразно выступить заказчиком разработки программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения, соответствующих определенных ПС и ФГОС. Отраслевой СПК должен объявить конкурс среди образовательных организаций на разработку отраслевых требований к программам ДПО и самих программ, соответствующих определенным утвержденным ПС и ФГОС в виде учебно-методических комплексов для он - лайн обучения, аналогичным УМК для основных образовательных программ. УМК включают в себя:

·        Рабочую программу дисциплины;

·        Он-лайн учебный курс, объединяющий симуляторы, виртуальные лаборатории, живой эксперимент, несколько уровней сложности и текст;

·        Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов;

·        Методические указания по выполнению лабораторных работ, в том числе виртуальных;

·        Методические указания по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ (проектов) по дисциплине;

·        Контролирующие материалы по дисциплине (тесты текущего и итогового контроля знаний),симуляторы для контроля умений и навыков;

·        Экзаменационные вопросы;

·        Перечень технических средств, программного обеспечения и электронных обучающих материалов;

·        Справочные и дополнительные материалы.

После завершения разработки учебно-методических комплексов, материалы направляются СПК на внешнее независимое рецензирование и после этого СПК проводит профессионально-общественную аккредитацию разработанной образовательной программы в виде учебно-методического комплекса (УМК) на соответствие ПС.

Далее разработчики УМК формируют комплекс требований по эффективной реализации данной образовательной программы в конкретной образовательной организации. Следующим шагом является объявление СПК конкурса образовательных организаций на реализацию аттестованной образовательной программы.

Образовательная организация, претендующая  на организацию обучения по аттестованной программе, подает заявку в СПК, где подтверждают наличие всех необходимых условий (материально-технических, кадровых, информационных и др.) для качественного проведения учебного процесса. Затем СПК организует проверку достоверности данных заявки и при положительном решение вопроса дает разрешения на проведение обучения, первой учебной группы. По завершению пробного обучения, СПК организует экспертную комиссию для проверки всех составляющих учебного процесса на соответствие сформированным требованиям.

При положительном заключении экспертной комиссии СПК принимает решение об общественной аккредитации образовательной организации, реализующих аккредитованную образовательную программу.

После этого решения, аккредитованная образовательная организация, реализующая аккредитованную образовательную программу, уже самостоятельно проводит соответствующий учебный процесс, в течение срока ее общественной аккредитации.

То есть, сегодня профессионально-общественная аккредитация образовательных программ на соответствии требованиям профессиональным стандартам должны проводится на федеральном уровне соответствующими СПК НСПК или другими объединениями работодателей, определенными и утвержденными НСПК. А конкретные образовательные организации, реализующие прошедшие профессионально-общественные аккредитации образовательные программы, необходимо подвергать уже общественной аккредитации, теми же СПК или объединениями работодателей.

I.2. В настоящее время Европейскую систему качества образования наоборот необходимо подтягивать до вновь создаваемой российской системы качественного дополнительного профессионального образования, которая по сути своей уже формируется как высокоэффективная система образования  и обучения высококвалифицированных рабочих и специалистов. В новой российской системе эталон качества подготовленных кадров- профессиональные стандарты (ПС). НСПК, его постоянные Рабочие группы  и отраслевые СПК – трансформируют требования ПС в ФГОС, основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, а также проверяют их качество через механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации образовательных организаций и систему независимой оценки профессиональных квалификаций. Принимая во внимание тот факт, что ПС - интернациональны, механизм их трансформации в образовательные программы также не имеет национальных особенностей, рекомендуемое в настоящее время во всем мире он -лайн обучение и контроль за качеством знаний, включая симуляторы, виртуальные лаборатории, систему тестирования и т.п. – также не имеет национальных границ - не возникает проблем с адаптацией нового российского ДПО с европейской и мировой системой оценки качества образования.

I.3.Учитывая, что акцент в проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации образовательных организаций и управление системой оценки профессиональных квалификаций сделан сегодня на отраслевые СПК НСПК, но на их плечи ложится и организация подготовки  и повышения квалификации руководителей и педагогических кадров в рамках набора ПС, которые относятся соответствующие отраслевые СПК.

   II.            Схема интегрирования ПС в программах ДПО в настоящее время утверждена НСПК.

Правильно, по нашему мнению, поставленную задачу решает Совет по профессиональным квалификациям нано индустрии.

III.            В настоящее время система управления ДПО в основном носит государственно-общественный характер.

В частности, образовательная деятельность учреждений ДПО регламентируется как государством (государственное лицензирование) так и объединения работодателей (профессионально-общественная аккредитация образовательных программ). В разработке, реализации образовательных программ, независимой оценки  квалификаций участвуют именно государственно-общественной формирования.

Так в Национальном Совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям при управлении и проверке качества программ и учреждений ДПО роль государства выполняет Минтруд РФ, в работе отраслевых Советов НСПК помимо Минтруда РФ принимают участие соответствующие отраслевые федеральные министерства. На уровне субъектов федерации совместно с региональными объединениями работодателей организовать качественную работу образовательных учреждений, реализующих программы ДПО активно помогают государственные структуры профильных отраслевых министерств, региональные министерства образования, Министерства социальной защиты и др., объединенные, например, в Нижегородской области, в Координационный Совет при Правительстве, образовательные Консорциумы (например, Нижегородский строительный образовательный консорциум), кластеры и т.п.

 

 

Эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

Член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве,

профессор, директор МИПК ННГАСУ, В.В.Бородачев

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика