Бородачев В.В.

Актуализация федеральных

государственных образовательных

стандартов при внедрении

новых профессиональных

стандартов

update FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARDS when IMPLEMENTATION  NEW

PROFESSIONAL STANDARDS

 

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский

государственный архитектурно-строительный университет»)

(Federal state budgetary educational institution of higher professional

education  «Nizhny Novgorod State University of Architecture and

Construction»)

 

Статья посвящена одному из определяющих направлений деятельности Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) – механизму актуализации федеральных государственных образовательных стандартов при принятии новых или обновление действующих профессиональных стандартов.

The article deals with one of the key activities of the National Council under the President of the Russian Federation for professional qualifications-the mechanism for federal standards when adopting new or upgrading existing professional standards. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профстандарты, государственные образовательные программы, образовательные организации, аккредитация.

KEYWORDS: the professional standarts, public education programmes, educational organization, accreditation.

 

Механизм внесения изменений в федеральные государственные стандарты образования (ФГОС) с учетом изменений, вносимых в действующие профессиональные стандарты (ПС) или вновь принимаемых ПС приводится в Методических рекомендациях по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, разрабатываемых Минобрнауки РФ[1].

Методические рекомендации направлены на оказание помощи разработчикам ФГОС, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС  в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.

Актуализация ФГОС осуществляется в части разделов ФГОС, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы[2].

 Как известно федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В свою очередь профессиональный стандарт это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Он разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Механизм актуализации содержания ФГОС в соответствии с ПС разработан на основе единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, структуре и содержанию ПС, содержащихся в утвержденном Министерством труда макете ПС.

Актуализация ФГОС  в соответствии с утвержденными ПС не влечет за собой изменения структуры действующих ФГОС и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями[3].

Учет ПС проводится путем актуализации следующих разделов действующих ФГОС:

·        характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и (или) задач профессиональной деятельности;

·        требования к результатам освоения основных образовательных программ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии как в части подготовки к профессиональной деятельности, так в части требований к общему развитию личности.

Процесс перевода требований ПС во ФГОС  состоит из нескольких этапов:

Первый этап - выбор ПС, который необходимо использовать при разработке ФГОС.

Методические рекомендации Минобрнауки РФ предусматривают, что здесь разработчик ФГОС самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу.

Отбор ПС осуществляется на основе анализа:

·        вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС;

·        уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации).

Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования, которых учтены во ФГОС, вносится в раздел «Область профессиональной деятельности».

Второй этап - актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника, содержащейся во ФГОС.

Здесь осуществляется описание области и объектов профессиональной деятельности. В ПС понятия «область профессиональной деятельности» и «объекты профессиональной деятельности» не применяются.

Поэтому разработчику ФГОС целесообразно взять необходимую информацию, касающуюся области профессиональной деятельности в графах раздела I «Отнесение к видам экономической деятельности».

При этом области профессиональной деятельности выпускников по преемственным направлениям подготовки различных уровней профессионального образования должны быть описаны единообразно вне зависимости от уровней профессионального образования. Что, касается «Объектов профессиональной деятельности» и  корректировки их перечня в ФГОС,  необходимо проанализировать информацию из разделов: II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» и III. «Характеристика обобщенных трудовых функций», выделив в них наиболее значимые объекты профессиональной деятельности.

Есть некоторые сложности при описании видов профессиональной деятельности, потому, что понятие «вид профессиональной деятельности» в ПС и во ФГОС  имеет различное содержание.

Поэтому при корректировке раздела в части описания профессиональных задач, к которым готовится выпускник, рекомендуется учитывать требования ПС, обращаясь к формулировкам обобщенных трудовых функций всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для разработки ФГОС.

Третий этап - актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Результаты освоения основных образовательных программ во ФГОС  представлены в формате общекультурных, универсальных и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально - специализированных) компетенций.

С целью сохранения методологического единства ФГОС  определенного уровня образования, изменения в общекультурные  и универсальные компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС[4].

Так предложения об актуализации общекультурных компетенций  вносятся разработчиком ФГОС  с учетом требований, отраженных в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС.

При внесении во ФГОС  предложений по изменениям в общекультурных компетенциях (изменение их количества, изменение формулировок) разработчик ФГОС  прикладывает в проект изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование общекультурной компетенции (общекультурных компетенций), содержание требования ПС, уточненную формулировку общекультурной компетенции.

В отличие от общекультурных компетенций, универсальные компетенции в новой редакции ФГОС  являются едиными для каждого из уровней профессионального образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней высшего образования.

Универсальные компетенции установлены единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней профессионального образования.

Внесение изменений в формулировки универсальных компетенций разработчиками отдельных ФГОС  не допускается.

Вместе с тем, разработчику ФГОС  необходимо провести анализ личностных характеристик специалиста, содержащихся в ПС (на уровне требований к необходимым умениям), а также требований, отраженных в уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. В случае выявления требований к личностным характеристикам специалиста, существенно отличающихся от содержащихся во ФГОС универсальных компетенций, разработчик вправе обосновать и внести предложение о включении во ФГОС  дополнительной универсальной компетенции или об изменении существующей универсальной компетенции.

Для актуализации профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально - специализированных) компетенций разработчику необходимо:

·        проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции;

·        определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций.

При актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта.

Корректировка профессиональных компетенций ФГОС  с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями ПС. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС необходимо учитывать два ограничения:

1) требования к образовательным результатам ФГОС  по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов,

2) при учете требований ПС необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалификационными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями).

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС  обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС.

При внесении во ФГОС изменений в профессиональные компетенции (изменение их количества, изменение формулировок, изменение категории профессиональной компетенции) разработчик ФГОС  прикладывает в проект изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование компетенции (компетенций) действующий ФГОС, обобщенная трудовая функция (ПС), трудовые функции (ПС) уточненную формулировку профессиональной компетенции.

Методические рекомендации обращают особое внимание на описание процедуры внесения изменений во ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов.

Система организации этой процедуры такова:

1.                      Минтрудсоцзащиты РФ представляет в Минобрнауки РФ информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты).

2.                     Минобрнауки РФ направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам ФГОС.

3.                     Разработчики ФГОС (учебно-методические объединения в системе образования, образовательные, научные и иные организации, представители работодателей) проводят анализ указанной информации и направляют в Минобрнауки РФ сведения о том, что положения ПС учтены в ФГОС, либо требуется их доработки. При необходимости разработчики ФГОС и разработчики ПС проводят указанный анализ во взаимодействии друг с другом. Взаимодействие разработчиков осуществляется в порядке, определяемом ими самостоятельно.

4.                     Минобрнауки РФ рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает разработку и рассмотрение проекта ФГОС (вносимых в указанные стандарты изменений).

5.                     Проекты вносимых во ФГОС изменений в целях обеспечения учета положений соответствующих ПС, для определения степени соответствия проекта ФГОС  утвержденным ПС рассматриваются в Совете Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – Совет по ФГОС) и рабочих группах по стандартам высшего образования, а также рабочих группах по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющих государственную иную охраняемую законом тайну, в состав, которых входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций. После чего до утверждения проекты стандартов профессионального образования направляются Минобрнауки РФ в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК)(Рис.1).

6.                     НСПК организует независимую экспертизу изменений, вносимых во ФГОС в части учета в них положений соответствующих ПС в соответствующих отраслевых Советах по профессиональным квалификациям и Рабочей группе по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Результаты экспертизы отражаются в экспертных заключениях и итоговом решении НСПК, которое направляется в Минобрнауки РФ.

Решение НСПК об изменениях, внесенных в ФГОС, утверждаются Минобрнауки РФ и вступают в силу установленным порядком после государственной регистрации приказов о внесении изменений в ФГОС.

Методические рекомендации, разработанные Минобрнауки РФ,  в целом довольно полно отражают конкретные шаги по актуализации действующих ФГОС при внедрении или изменении ПС.

Вместе с тем есть необходимость дать дополнительные предложения по изменению технологии экспертизы, согласования и утверждения проектов ФГОС в части учета в них требований ПС:

1.     При создании новых и (или) изменений действующих профессиональных стандартов целесообразно чтобы разработчик профессиональных стандартов (ПС) делал Приложение к ПС с рекомендацией в каких  федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) целесообразно учитывать требования нового ПС или изменений к действующему ПС.

2.     Предлагается не менять содержание утвержденных действующих ФГОС, а изменения, вносимые в ФГОС в соответствии с принятием новых (или измененных) ПС, формулировать в Приложении к ФГОС. То есть базовый ФГОС должен оставаться неизменным, а все коррективы к нему отражаются в Приложении.

3.     Проект нового (или измененного) ПС направляется в НСПК и проходит экспертизу в соответствующем отраслевом Совете по профессиональным квалификациям НСПК и Рабочей группе НСПК.

4.     Прохождение этапов экспертизы и согласования проектов ПС должно проходить совместно  с Приложением, содержащим рекомендации, в каких ФГОС целесообразно учитывать положение новых ПС или изменений к действующим ПС.

5.     Результаты экспертизы проекта ПС и Приложения к нему, а также решения НСПК  направляются в соответствующее Отраслевое федеральное министерство для корректировки и утверждения.

6.     Отраслевое федеральное министерство рассматривает замечания НСПК, корректирует и утверждает ПС с Приложением и направляет их в Минтрудсоцзащиты РФ для регистрации.

7.     Минтрудсоцзащита РФ регистрирует новый (измененный) ПС и Приложения, возвращает в отраслевое федеральное министерство, а также направляет в Минобрнауки РФ для актуализации соответствующих ФГОС и программ профессионального образования и обучения.

8.     Минобрнауки РФ организует экспертизу, вновь разработанным и скорректированным ФГОС с Приложением.

9.     Прошедший экспертизу и согласование в Минобрнауки РФ комплекс-включающий проект ФГОС с Приложением к ФГОС, учитывающим изменения требований ПС, направляется в Минтрудсоцзащиты РФ для регистрации и дальнейшего направления на внешнюю экспертизу в НСПК.

10.           НСПК направляет проект ФГОС с Приложением в Рабочую группу НСПК по применению профессиональных стандартов в сфере профессионального образования и обучения, которая передает его в Совет по профессиональным квалификациям в отрасли (СПК) для получения экспертного заключения по качеству проведенной актуализации ФГОС.

11.           Экспертное заключение СПК на проект ФГОС с Приложением возвращается в Рабочую группу НСПК для получения заключения от экспертов Рабочей группы и подготовки проекта решения НСПК по соответствующему обновленному ФГОС.

12.           С учетом заключений Рабочей группы НСПК принимает решение по проекту ФГОС с Приложением и направляет его в Минобрнауки РФ.

Следует обратить внимание и на поправки в Методические рекомендации Минобрнауки РФ, внесенные  в Приложении №7 Протокола заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 17 декабря 2014 года рабочей группой НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения.

В частности, было отмечено, что задачи образования (и соответственно образовательные стандарты) гораздо шире, чем непосредственное овладение конкретными профессиональными квалификациями. Вместе с тем функциональные умения, заложенные в профессиональном образовании, являются необходимым элементом профессиональной квалификации. Такие умения не могут оцениваться на основе наличия диплома – они должны проверяться в ходе профессиональных экзаменов (например,CFA).

Также было обращено особое внимание на то, что уровневое соответствие ФГОС и ПС ряда профессий не предполагают образование ниже определенного уровня.

Например, инженером нельзя стать только по окончании бакалаврской программы. Требуется «доводка» в виде обучения по магистерской программе или программам дополнительного профессионального образования.

 

 

Литература

1.     Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-2/05вн)

2.     Бородачев В.В.,Лапшин А.А. Особенности разработки и внедрения профессиональных стандартов в производственную и образовательную деятельность в современных условиях//Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования.-Вып.26.-М.,2015,С.27-35

3.     Бородачев В.В. Особенности организации профессионального образования и обучения рабочих и специалистов строительной отрасли региона в условиях функционирования нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Россия: тенденции и перспективы развития», Ежегодник,вып.9,ч.2,М.,2014,С.337-338

4.     Лысов С.Н. Управление профессиональными компетенциями в строительном комплексе Российской Федерации//Приволжский научный журнал.-№4(32).Н.Новгород,ННГАСУ,2014,С.260-266

 

Бородачев Владислав Владимирович  – директор МИПК ННГАСУ, кандидат технических наук, профессор,тел.:831-439-72-05,e-mail-pdpo@nngasu.ru

Borodachev Vladislav Vladimirovich–director of  MIPK NNGASU,candidate of technical sciences,professor,phone:831-439-72-05,e-mail-pdpo@nngasu.ru

 

 

                                                                             Рис.1

Рассмотрение НСПК проектов ФГОС ПО

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика