Статья 53
Бородачев В.В.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»)
Механизм внесения изменений в федеральные государственные стандарты образования (ФГОС) с учетом изменений, вносимых в действующие профессиональные стандарты (ПС) или вновь принимаемых ПС приводится в Методических рекомендациях по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, разрабатываемых Минобрнауки РФ.
Методические рекомендации направлены на оказание помощи разработчикам ФГОС, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.
Учет ПС проводится путем актуализации следующих разделов действующих ФГОС:
- характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и (или) задач профессиональной деятельности;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии.
Процесс перевода требований ПС во ФГОС состоит из нескольких этапов:
Первый этап - выбор ПС, который необходимо использовать при разработке ФГОС. Отбор ПС осуществляется на основе анализа вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС и уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации).
Второй этап - актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника, содержащейся во ФГОС. Здесь осуществляется описание области и объектов профессиональной деятельности.
Третий этап - актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ. Результаты освоения основных образовательных программ во ФГОС представлены в формате общекультурных, универсальных и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально - специализированных) компетенций. С целью сохранения методологического единства ФГОС определенного уровня образования, изменения в общекультурные и универсальные компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС.
Методические рекомендации Минобрнауки РФ обращают особое внимание на описание процедуры внесения изменений во ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов. Система организации этой процедуры такова:
- Минтрудсоцзащиты РФ представляет в Минобрнауки РФ информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты).
- Минобрнауки РФ направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам ФГОС.
- Разработчики ФГОС проводят анализ указанной информации и направляют в Минобрнауки РФ сведения о том, что положения ПС учтены в ФГОС, либо требуется их доработки.
- Минобрнауки РФ рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает разработку и рассмотрение проекта ФГОС.
- Проекты вносимых во ФГОС изменений рассматриваются в Совете Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам и направляются Минобрнауки РФ в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).
- НСПК организует независимую экспертизу изменений, вносимых во ФГОС в части учета в них положений соответствующих ПС в отраслевых Советах по профессиональным квалификациям и Рабочей группе по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения. Результаты экспертизы отражаются в экспертных заключениях и итоговом решении НСПК, которое направляется в Минобрнауки РФ. Решение НСПК об изменениях, внесенных в ФГОС, утверждаются Минобрнауки РФ и вступают в силу установленным порядком после государственной регистрации приказов о внесении изменений в ФГОС.
Бородачев Владислав Владимирович – директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ, кандидат технических наук, профессор
Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пт: с 800 до 1530