Роль Советов по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

по организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, реализующих данные программы

В.В.Бородачев, к.т.н., профессор, директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

город Нижний Новгород

 

Аннотация:

Новый ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает со стороны объединений работодателей профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию   образовательных организаций, реализующих эти программы. Существенное влияние на механизм этой аккредитации оказывает Национальный Совет при Президенте по профессиональным квалификациям (НСПК) и сформированные при нем отраслевые Советы по профессиональным квалификациям (СПК). В своей статье автор предлагает проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, выработку требований к образовательным организациям по реализации аккредитованных программ на уровне отраслевых СПК, а также технологию подбора образовательных организаций, удовлетворяющих этим требованиям и их общественную аккредитацию, дающую право на проведение учебного процесса по аккредитации образовательных программ.

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, образовательные организации, обучение.

В настоящее время в связи с массовой разработкой профессиональных стандартов и их трансформаций в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональных образовательных программах  целесообразно предложить  несколько измененную структуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, их реализующих.

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время разработка и изменения ПС и ФГОС практически происходит под эгидой Советов по профессиональным квалификациям (СПК) Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям целесообразно СПК выступить и заказчиком разработки  основных и дополнительных образовательных программ, соответствующих определенным ПС и ФГОС в виде учебно-методических комплексов для он-лайн обучения, включающих в себя:

·        Рабочую программу дисциплины;

·        Конспект лекций, подготовленный лектором;

·        Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов;

·        Методические указания по выполнению лабораторных работ;

·        Методические указания по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ (проектов) по дисциплине;

·        Контролирующие материалы по дисциплине (тесты текущего и итогового контроля знаний);

·        Экзаменационные вопросы;

·        Перечень технических средств программного обеспечения и электронных обучающих материалов;

·        Справочные и дополнительные материалы.

После завершения разработки учебно-методических комплексов, они направляются СПК на внешнее независимое рецензирование и после этого СПК проводит профессионально-общественную аккредитацию разработанной образовательной программы в виде учебно-методического комплекса (УМК).

Далее разработчики УМК формируют комплекс требований по эффективной реализации данной образовательной программы в конкретной образовательной организации. Следующим шагом является объявление СПК конкурса образовательных организаций на реализацию аттестованной образовательной программы.

Образовательная организация, претендующая  на организацию обучения по аттестованной программе, подает заявку в СПК, где подтверждают наличие всех необходимых условий (материально-технических, кадровых, информационных и др.) для качественного проведения учебного процесса. Затем СПК организует проверку достоверности данных заявки и при положительном решение вопроса дает разрешения на проведение обучения, первой учебной группы. По завершению пробного обучения, СПК организует экспертную комиссию для проверки всех составляющих учебного процесса на соответствие сформированным требованиям.

При положительном заключении экспертной комиссии СПК принимает решение об общественной аккредитации образовательной организации, реализующих аккредитованную образовательную программу.

После этого решения, аккредитованная образовательная организация, реализующая аккредитованную образовательную программу, уже самостоятельно проводит соответствующий учебный процесс.

Список литературы:

1.     Бородачев В.В. Развитие системы профессиональных квалификаций в строительстве//Строительный эксперт.-Н.Новгород., апрель 2015-С.52-55

2.     Бородачев В.В., Лапшин А.А. Особенности разработки и внедрения профессиональных стандартов в производственную и образовательную деятельность в современных условиях//Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования.-Вып.26.-М.,2015,С.27-35

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика