В.В.Бородачев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский

государственный архитектурно-строительный университет МИПК

город Нижний Новгород

Актуальные проблемы современной системы раздельного сбора и вторичной переработки твердых бытовых отходов в регионе

 

 

Основополагающий документ, определяющий политику государства в данном направлении – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» №89 ФЗ от 24 июня 1998 года. Настоящий ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

За прошедший период было принято несколько редакций данного ФЗ, которые корректировали те или иные положения базового ФЗ исходя из новых требований как отечественной, так и мировой политики и практики в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Последняя редакция данного Федерального закона №458-ФЗ, принятая 29.12.2014, воплотила в себя изменения практически во все главы, статьи и даже отдельные абзацы ФЗ, коснулись как формулировок основных понятий, так и особенностей правового регулирования приоритетных направлений государственной политики в области обращения отходов, содержащихся в главе I «Общие положения». Существенные поправки внесены в полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, причем ряд новых функций у государственных и муниципальных органов начинают действовать уже с июля 2015 года, а часть из них с 01 января 2016 года. Изменены общие требования к обращению с отходами. В частности, в настоящее время лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также работа по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. При этом лица, допущенные к обращению с отходами I-IV классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. В новой редакции изложены статьи ФЗ, посвященные вопросам нормирования и государственного учета в области обращения с отходами, причем акценты сделаны на том, что весь порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также система контроля и отчетности об образовании, использовании, обезвреживания и размещения отходов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. Существенным изменениям подвергалась глава 4, посвященная экономическому регулированию и государственному надзору в области обращения с отходами. ФЗ 458 от 29 декабря 2014 года вступит в силу с 01 января 2015 года. Последняя редакция ФЗ «Об отходах производства и потребления» учитывает и элементы комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами (ТКО) в РФ, утвержденной Министерством природных ресурсов и экономики РФ (Приказ 298 от 14 августа 2014 года). Главной целью комплексной стратегии  является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и материалов. Комплексная стратегия определила приоритеты, принципы и целевые показатели деятельности по обращению с ТКО, а также основные направления деятельности, включающие в себя решение следующих задач:

·        cовершенствование нормативно-правового регулирования;

·        создание эффективной системы управления;

·        развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, обезвреживанию и безопасному размещению ТКО;

·        обеспечение экологической и санитарно - эпидемиологической безопасности при сборе, обеззараживанию и захоронению ТКО;

·        внедрение механизмов экономического регулирования деятельности;

·        совершенствование ценообразования;

·        развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания людей;

·        обеспечения сбора достоверной информации.

Ресурсное обеспечение Комплексной стратегии обращения с ТКО предусмотрено за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 года», субъектов федерации и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств, в рамках государственно-частного партнерства. Предусмотрено три этапа реализации комплексной стратегии:

1 этап -  с 2013 по 2015 года проведение институциональных изменений в управлении ТКО и совершенствование нормативно-правовой базы.

2 этап - с 2016 по 2020 года создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения, развитие системы экологического и гигиенического воспитания.

3 этап – с 2021 по 2030 года достижение значений целевых показателей, установленных Правительством РФ и местных структурных субъектов федерации и муниципалитета в рамках программы долгосрочного социально-экономического развития.

В Нижегородской области функционирует государственная программа «Развития системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 06 марта 2009 года №104.

Особое место среди мероприятий, предусмотренных этой программой, занимает внедрение в нескольких наиболее крупных городах области комплексной системы раздельного сбора ТКО, что является уникальным для России проектом в сфере управления ТКО [1],[2]. В качестве пилотного проекта в Нижегородской области взят Городецкий район и его муниципальные образования.

 В частности, постановлением Правительства Нижегородской области №838 от 03 декабря 2014 года утверждена Региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы.

Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в Городецком районе обслуживает Городецкий и Ковернинский муниципальные районы Нижегородской области, а также: Борский, Семеновский и Сокольский городские округа. Все твердые бытовые отходы, образующиеся на указанных территориях, в полном объеме(100%) направляются для утилизации на данный комплекс. Других объектов по захоронению отходов в этих муниципальных образованиях нет, и их создание не предусмотрено.

Цели программы:

·        повышение качества и надежности предоставления населению услуг в сфере обращения с ТБО;

·        формирование комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР) на территориях, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса (далее - МСК) с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов;

·        развитие государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов в сфере обращения отходов;

·        внедрение современной техники и прогрессивных методов сбора, транспортировки, обезвреживания и использования ТБО и ВМР.

Задачи программы:

·        улучшение экологической ситуации;

·        строительство и эксплуатация современного мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном и 4 мусоросортировочными станциями;

·        закрытие действующих на территории Нижегородской области несанкционированных объектов размещения отходов;

·        строгий контроль за движением отходов для исключения несанкционированного размещения отходов;

·        воспитание и информирование населения в области обращения с ТБО и ВМР;

·        создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ТБО.

Общий прогнозный объем финансирования Программы - около 800 млн. рублей, в том числе за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» около 66 млн. рублей из областного бюджета – более 145 млн.рублей за счет собственных средств участников – 2 млн. рублей и заемных средств- 582,5 млн.рублей.

Постановление Правительства Нижегородской области №944 от 29декабря 2014 года утвердило Положение о порядке предоставления субсидий на обеспечение мероприятий по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, расположенными на территории Нижегородской области, в 2014-2014 годах и дало указание Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области предоставлять соответствующие субсидии для реализации Региональной программы Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области.

Литература:

1.     Бородачев В.В. Некоторые аспекты внедрения системы раздельного сбора и вторичной переработки ТБО  в регионе//Труды конгресса 16 международного научно-промышленного форума «Великие реки» 13-16 мая 2014 года Нижний Новгород,том 1.C.258-260

2.     Бородачев В.В.,Копосов Е.В. Комплексная система экологического профессионального образования, как важнейшая составляющая концепции развития региональной системы обращения с отходами производства и потребления// Ежегодник выпуск 8 часть 2 «Россия: тенденции и перспективы развития» 2013, М.-,С.456-458

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика