ОБРАЗОВАНИЕ

КАДРЫ

В единой матрице

Актуальность некогда популярного лозунга «Кадры решают все»  в современных условиях не требует обоснований. От того, какие НИОКР придут в производство, кто будет этим производством управлять, а кто встанет к станкам, зависит, выстоит ли российская экономика. 

В Нижегородской области о кадровом потенциале задумались не сегодня. Создана сеть ресурсных центров подготовки кадров для определенных отраслей, есть заинтересованность ее расширять. Что, впрочем, не снимает актуальности кадрового вопроса.

Наш разговор с директором межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ, профессором Владиславом БОРОДАЧЕВЫМ – о перспективах кадрового обеспечения строительной отрасли.

- Владислав Владимирович, власти ставят задачу увеличивать темпы и объемы строительства, а значит, заинтересованы в подготовке специалистов для отрасли?

- В условиях, когда доля государственного участия в строительстве минимальна, государство может влиять на систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров только через госзаказ. Жизнь заставляет нас открывать профильные кафедры на предприятиях и организовывать всю свою образовательную деятельность непосредственно с работодателями и их объединениями, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. Особенность нашей отрасли заключается в том, что в строительстве  нет крупных предприятий, таких как Атомпроект, ГАЗ, «Красное Сормово». В нашем регионе порядка 4000 строительных организаций, с которыми приходится работать. Крупных – единицы, и то, скорее, по масштабу строительства. Трудовой коллектив в них небольшой и постоянно меняется.

Тесное взаимодействие с работодателями и конкретными строительными организациями изменило наш взгляд на всю отраслевую систему подготовки кадров.

Сегодня и у нас сложилось понимание, что важно качественно подготовить не только инженеров, но принять участие в обучении людей для всего трудового коллектива – рабочих, среднего управленческого персонала, в котором будет работать выпускник вуза. Такая общая забота есть. Практически все свои шаги мы осуществляем вместе с объединением работодателей «Союз нижегородских строителей».

С 2008 года отрасль перешла на саморегулирование, появилась сеть крупных некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций.

- Вы говорите о взаимодействии среднего профессионального и высшего образования?

- Оно необходимо, несмотря на то, что реорганизация российского образования развела их на разные уровни. Начальное образование практически ушло в историю. Среднее профобразование, которое ранее было федеральным, стало областным, а вузы остались на федеральном уровне. При этом подготовка инженеров у нас по-прежнему начинается с освоения рабочих профессий – на первом курсе. Но производственные практики студенты проходят в довольно убогих, неадаптированных требованиям времени мастерских. На развитие производственной материальной базы Минобрнауки вузам средства не выделяет, ставя задачу модернизировать ее за счет работодателей. За неимением крупных строительных организаций вузу в этом никто не может помочь. У техникумов такая возможность есть за счет ресурсных центров. 

Политика по созданию ресурсных центров, инициированная НАПП и правительством Нижегородской области, это правильный подход. Сегодня их в области работает 17. К примеру, Перевозский техникум ориентирован на подготовку кадров для дорожного строительства. И там, к слову сказать, материальная база лучше, чем у вуза и у многих городских техникумов. К сожалению, сегодня у нас нет ни одного специализированного общестроительного ресурсного центра общественного профиля. Поэтому поставлена задача создать в 2015-2016 годах два таких центра на базе Нижегородского строительного техникума и Нижегородского техникума отраслевых технологий, которые станут центрами коллективного пользования для всех строительных образовательных организаций, в том числе и ННГАСУ.

Прежде мы с объединением работодателей «Союз нижегородских строителей» рассматривали эти первые шаги совместной деятельности в подготовке строительных кадров лишь как один из элементов фундаментальной работы в единой системе региональной кадровой политики строительной отрасли. И здесь главным звеном, по нашему мнению, является создание образовательного строительного консорциума Нижегородской области. Идея создания такого некоммерческого партнерства родилась у нас еще в 2008 году при проведении конференции строительных высших учебных заведений Приволжского федерального округа.

Образовательный строительный консорциум (далее консорциум) создается для осуществления совместной деятельности по подготовке кадров строительной отрасли региона. В настоящее время эта инициатива приобреталась потом и кровью. Такой консорциум уже сформулирован. Он представляет собой  некоммерческое партнерство без создания юридического лица учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования строительного профиля, объединения работодателей, саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, ассоциаций и союзов работников строительного комплекса Нижегородской области.

В консорциум также входят государственные и муниципальные органы власти, предприниматели и предприятия, заинтересованные через подготовку кадров в продвижении на строительный рынок своей продукции и технологий, а также центры оценки квалификаций, кадровые агентства и другие организации, оказывающие услуги в подготовке и трудоустройстве строительных кадров.

Перед Консорциумом стояли очень серьезные цели, связанные с выработкой и реализацией единой концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для строительной отрасли Нижегородской области.

Именно Консорциум позволяет объединить имеющихся интеллектуальные, материально-технические, информационные и административные ресурсы для обеспечения необходимых объемов и качества подготовки кадров строительной отрасли.

Сегодня Консорциум готов взять на себя решение приоритетных строительных программ и развитие экономики региона за счет улучшения процесса кадрового обеспечения строительной отрасли с помощью мониторинга, анализа и регулирования кадрового обеспечения, улучшения материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения профессионального образования, внедрения профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов и руководителей, а также аттестацию и оценку квалификации кадров.

Сегодня именно Консорциум позволяет обеспечить в масштабах области интеграцию образовательных учреждений различных уровней подготовки, включая их преподавательский состав. При этом появляется возможность формирования единого информационного пространства, объединения материальных и информационных ресурсов коллективного доступа всех профильных образовательных организаций региона с целью разработки, заимствования и адаптации к условиям региона лучших образовательных программ по использованию новых методов и технологий строительства.

- Сейчас в технических вузах особое внимание уделяют прохождению практики на предприятиях.

- Да, в настоящее время стране нужны кадры, готовые работать на производстве.  Не случайно, федеральное правительство вводит прикладной бакалавриат, это кадры для производства и подготовленные с помощью производственников. Первый набор на прикладной бакалавриат был сделан в этом учебном году. Начали выстраивать конкретные отношения с работодателями.

Примечательно, эти студенты после третьего курса могут получить диплом о среднем профессиональном образовании, причем именно в профильном техникуме. Это еще одна сфера для тесного сотрудничества. По-моему, прикладной бакалавриат можно было бы вообще в большей мере вести на базе техникума. То есть выстраивать тесное сотрудничество со средним профессиональным образованием – реальная перспектива.

- Не могу не спросить о востребованности кадров в строительной сфере. Сезонные стройки, как правило, ведутся с привлечением мигрантов…

- Тем не менее, на первом месте по трудоустройству выпускников по специальности как раз значатся строительные учебные заведения – 78% из них устраиваются по специальности. На втором – медики, где порядка 72% идут работать по специальности. По другим специальностям эти цифры ниже 50%.  Поэтому важно с первых курсов привязать людей к конкретному производству.

Мы разработали программу развития кадрового потенциала в строительной отрасли: проанализировали ситуацию в отрасли за последние три года, изучили тенденции развития, учли поставленные правительством региона задачи – и определили практически по всем направлениям, какие нужны специалисты на ближайшую перспективу. Знаем, кого готовить, как готовить и для кого готовить. Сложность одна. Строительные организации сами не знают даже близкой перспективы. Их судьба зависит от  тендеров, в зависимости от результатов которых определяется, когда, кого и сколько они возьмут на работу. Постоянных коллективов, как я говорил, нет. Нет и четкой кадровой политики.  Когда работодатель не знает, каким будет его завтрашний день, трудно выстраивать кадровую политику, кроме как на ближайший год. Вот если бы тендерный подход предполагал не один объект, а несколько однотипных заказов. Мне кажется, в этом направлении можно изменить тендерную политику региона.

Но и в современных нестабильных условиях можно найти выход. В частности, на текущее изменение спроса на строительные специальности на рынке труда мы стали реагировать внедрением программ профессиональной переподготовки по дефицитным специальностям для студентов-бакалавров старших курсов, дав им возможность получить дополнительную квалификацию по востребованной на рынке труда профессии.

Дуальный подход в мире практикуется активно. Мы к этому идем.  Так, в этом году набрали порядка ста бакалавров, желающих получить вторую специальность. Например, многие девушки, обучающиеся  по специальности «промышленное и гражданское строительство», решили получить дополнительную профессию сметчика, которая сегодня в строительных организациях нарасхват.

- Сейчас особенно остро стоит вопрос о рабочих кадрах. Как вы относитесь к всеобщему стремлению к высшему образованию?

-Я его поддерживаю. У нас процент самый высокий в мире – более 90% школьников получает высшее образование. Его качество по-разному воспринимается. Но, по моему убеждению, наша общая подготовка – фундаментальная. Наши инженеры – до мозга костей инженеры, знают весь производственный цикл. Конечно, нынешнее образование не стоит идеализировать. Если мы говорим о технических специальностях – их надо приблизить к производству. Особенно это касается бакалавриата. Да, надо развивать многоуровневую систему образования. Но я считаю, что тянуть студентов в магистратуру не стоит, магистратура ничего не даст производству, она готовит кадры для науки.

Сейчас разрабатываются и уточняются профессиональные стандарты для работников различных сфер. С 2016 года их планируют ввести в государственном секторе, с 2020 года — повсеместно. В стандарте 8 уровней квалификации. И когда с 5 уровня пишут уровень образования «бакалавриат плюс магистратура» – это неправильно. Стаж работы 3 года и бакалавриат плюс дополнительное профессиональное образование – этого достаточно, на мой взгляд, чтобы подготовить людей для массового производства. Нужно ориентироваться на реальную жизнь.

Да, сейчас говорят о том, что пора прекращать готовить специалистов, надо давать выпускникам вуза пучок квалификаций. По-моему, все же вуз должен давать профессию. Это межотраслевой институт дает пучок квалификаций. Вообще, очень сложно разрабатывать программы профессиональной переподготовки. Мы первые ввели специальность «менеджер строительства», разработали образовательную программу, которую  стали  использовать российские вузы. Сейчас для вузов объявлен конкурс на разработку программ профессиональной переподготовки, причем решающим при их оценке будет слово работодателей.

Строительная отрасль тяжелая, хотя и не отнесена к инновационным. Но у меня нет какого-либо пессимизма. В регионе сложилась уникальная ситуация: губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписал пятистороннее соглашение между региональным правительством,  национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей и Нижегородским союзом строителей о развитии системы саморегулирования и системы подготовки кадров. Вуз может стать фундаментальным звеном этой системы.

Наталия Миронова

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика