Документ без названия

В.В.Бородачев

Особенности организации профессионального образования и обучения рабочих и специалистов строительной отрасли региона в условиях функционирования нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В настоящее время кадровая политика отраслевой экономики концентрируется в основном вокруг двух полюсов: первый – работодатели, второй – учреждения профессионального образования и обучения.
До 1 сентября 2013 года образовательный комплекс управлялся полностью государством и жил по правилам, определенным государственным лицензированием и аккредитацией. Работодатели полностью направлялись и контролировались государством где-то до середины двухтысячных годов, а затем государство отпустило вожжи, передав их саморегулированию. То есть от государственной опеки работодатели освободились порядка 10 лет назад, и за этот период времени и некоторые отрасли российской экономики сумели создать свой механизм управления, функционирования и взаимодействия с заинтересованными организациями, помогающими делать эффективный бизнес. К постоянным деловым партнерам работодателей по работе с персоналом всегда относились  и образовательные учреждения, взявшие на себя деятельность по подготовке, переподготовке, повышении квалификации, аттестации и сертификации рабочих и специалистов. И как бы ни стремились эти партнеры друг к другу, всегда над ними и между ними было государство, даже после того, как экономика России в большей своей массе перешла на саморегулирование. Но вот новый ФЗ от 29.12.2012 №273  «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года дал учебным заведениям значительно больше степеней свободы от государства, оставив под его полным покровительством только программы профессиональной подготовки. Вся же система дополнительного образования  перешла под крыло работодателей, которые стали законодателями мод, как формы, так и содержания профессиональных программ обучения, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Вся эта образовательная деятельность регламентируется профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ и общественной аккредитацией образовательных организаций, которую и проводят работодатели. Работодатели активно участвуют в деятельности государственных аттестационных и экзаменационных комиссий и также с вузами создают совместные центры сертификации квалификаций  бакалавров выпускников, а с учреждениями среднего профессионального образования – центры сертификации квалификаций рабочих и специалистов среднего звена. То есть для эффективной кадровой политики в региональной экономике между двумя полюсами образование – работодатели формируется высокоэффективный хорошо отлаженный механизм взаимодействия, которым  со стороны работодателей формирует и доводит до образовательных учреждений как количественные, так и  качественные показатели, отражающие полную картину необходимого кадрового механизма. В свою очередь образовательные учреждения предоставляют своим партнерам реальные кадровые, материально-технические, научные, информационные и т.п. возможности, позволяющие выполнить требования заказчиков и сдать ему подготовленный кадровый контингент.
Вновь создаваемая сегодня «кадровая машина» может давать необходимые обороты лишь при наличие среднесрочных и долгосрочных планов взаимодействия.
В этих условиях трудно переоценить значение нововведений, которые, например, Министерство регионального развития РФ реализует в строительной отрасли, начиная с 2010 года. Ярким примером здесь является разработка и внедрение по методическим рекомендациям Минрегиона РФ в каждом субъекте РФ Подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства.
Сегодня каждый субъект РФ имеет такие Подпрограммы, рассчитанные на 2011-2015 годы и утвержденные региональными правительствами.
В Подпрограмме четко распределены функции при реализации задач опережающего кадрового обеспечения рабочими и специалистами строительной отрасли между учебными заведениями, работодателями, органами власти, службами: занятости, миграции, статистики и др., согласованные по времени в соответствии со сроками реализации программных задач строительного комплекса региона и жилищной политики РФ.
Подпрограмма функционирует как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования (СПО, ВПО и ДПО)[1].
В настоящее время уже более рельефно на улучшение качества региональной кадровой политики влияет деятельность некоммерческих партнерств в сфере профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров типа «Строительный образовательный консорциум», объединяющих в регионе усилия учреждений профессионального образования всех уровней с работодателями и местными органами власти. Уже сегодня работа в таком Консорциуме показывает свою эффективность и результативность. Это можно наблюдать на примере функционирования сети образовательных ресурсных центров, а также Центров коллективного пользования информацией, современной техникой и технологиями[2].
Существенную роль в становлении современной  региональной кадровой политики строительной отрасли играют также Международная ассоциация строительных высших учебных заведений (АСВ) и Общественное Межотраслевое объединение работодателей «Российский союз строителей» (ОМОР РСС) силами которых разработано  и принято Положение о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере строительства и смежных областях деятельности. Здесь унифицированы принципы, требования и правила оценки и подтверждения качества профильных профессиональных образовательных программ и уровня деятельности реализующих их образовательных организаций в соответствии с требованиями нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Вузы-члены АСВ проходят общественную аккредитацию с учетом направлений подготовки (специальностей) по которым вуз имеет государственную лицензию и аккредитацию и перечнем программ профессиональной переподготовки, получившим государственную лицензию[3].
Новые требования к аккредитации учебных программ и образовательных учреждений значительно подняли роль работодателей во всем образовательном процессе. И в этом направлении уже наметились серьезные сдвиги, которые например, в строительной сфере Нижегородской области стимулируются отраслевыми властными структурами региона через Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли, созданный при региональном правительстве. Координационный совет создал единую систему мониторинга и оценки эффективности работы с кадрами в строительной отрасли региона в условиях саморегулирования.
Таким образом, если сегодня в целом оценивать региональную систему развития кадрового потенциала строительного комплекса, то вроде бы в работу включены все элементы единого механизма. На самом деле есть возможность значительно улучшить качество кадровой работы и существенно поднять ее кпд. Один из путей – создание сетевой многоканальной информационной системы между работодателями и образовательными учреждениями. Оператором здесь может служить кадровое агентство, которое поможет работодателю грамотно составить перспективный стратегический план подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, а также набор действий по оперативному решению проблем неожиданно появляющихся потребностей в кадрах той или иной специальности. Такие прогнозные планы кадровое агентство готовит по всем строительным организациям региона и других территорий, используя и управленческий аппарат некоммерческих партнерств саморегулируемых строительных организаций. Работая в определенном регионе, кадровое агентство создает региональную сеть, формирующую заявки работодателей, содержащие все виды и уровни образования, с детальным раскладом по востребованным специальностям. Этот материал становится основой для планирования деятельности учреждений профессионального образования и обучения. При этом Вузовский и Ссузовский планы подготовки специалистов будут иметь в наличие постоянную составляющую из бакалавров и магистров, обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и переменную – систему дополнительного профессионального образования, которая легко и быстро может меняться в соответствии с потребностями работодателей и рынка труда. Причем система ДПО может несколько изменить консервативную стандартную подготовку кадров, через широкое применение на последних курсах бакалавриата  и в учреждениях среднего профессионального образования программ профессиональной переподготовки по специальностям и квалификациям, наиболее востребованным на рынке труда. Дополнительное профессиональное образование может меняться в соответствии с любыми потребностями работодателя, включая успешное обучение рабочих новым специальностям и квалификациям в специализированных многопрофильных центрах квалификаций. Кадровое агентство приходит в образовательные организации как полномочный представитель работодателя - заказчика.
Значительно повышается эффективность работы кадрового агентства при его включении в структуру регионального строительного образовательного консорциума. Это значительно упростит механизм обращения строительных организаций за оказанием услуг по подбору персонала всех специальностей  в единое отраслевое агентство, работающее именно в составе Консорциума.
В свою очередь кадровое агентство создает страницу на сайте компании, для сбора заявок от работодателей о планируемой потребности в выпускниках и стажерах ВУЗов, ССУЗов, с последующим накоплением информации, ее анализом  и передачей в учебные заведения для включения в планы подготовки специалистов (в том числе долгосрочные), а также их переподготовка и повышение квалификации.
Кадровое агентство в свою очередь может успешно участвовать в разработке и реализации Целевой программы по профориентации и трудоустройству, которая включает в себя:

  • систему профориентации в профильных учебных заведениях (СПО, ВПО и ДПО);
  • создание и функционирование в ВУЗах и учреждениях СПО специализированных центров по трудоустройству выпускников и прогнозирование ситуации на рынке труда.

Существенно повысить эффективность, результативность и оперативность действий связки «работодатель - кадровое агентство - учреждения профессионального образования и обучения – кадровое агентство-работодатель» помогут и вновь создаваемые Центры сертификации квалификаций, а также Многофункциональные центры прикладных квалификаций (в дальнейшем Центры), в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций, разработанные и принятые Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Российской Федерации.
В соответствии с Рекомендациями, Центры, как правило, создаются субъектом Российской Федерации на базе существующих подведомственных организаций  СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия следующим основным требованиям:

  • развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями;
  • оснащение современным оборудованием, необходимым для практико-ориентированной подготовки;
  • развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов – разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок, а профильных производственных организациях, привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов – практиков из организаций – социальных партнеров.

Перед Центрами ставится задача подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также разработка, апробация и экспертиза с привлечением профильных организаций и объединений работодателей образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы.
В соответствии с Методическими рекомендациями основные критерии и показатели эффективности деятельности Центра связанны с обязательствами, взятыми перед заказчиками образовательных и иных услуг Центра.
При оценке деятельности Центра  и его преподавательского состава целесообразно проводить социологические  опросы работодателей региона (отрасли) и выпускников, прошедших обучение в Центре.
Заслуживает сегодня внимание строительного сообщества и инициатива МГУ им.М.В.Ломоносова связанная с созданием проекта «Университет без границ». Для строительной отрасли это общество может использоваться в качестве объединения в сетевом образовательном пространстве АСВ на площадке МГСУ нескольких направлений дистанционного образования: поляризация международного и отечественного опыта в сфере архитектуры и строительства, а также достижения научных школ ВУЗов-членов АСВ. При этом целесообразно МГСУ, как головной организации АСВ, по примеру МГУ, организовать обмен образовательными программами с другими ВУЗами, провести диверсификацию модулей дополнительных профессиональных образовательных программ. Данное нововведение позволит сподвигнуть к конструктивному сотрудничеству вузы-партнеры и все заинтересованные образовательные организации, и значительно сократить путь научных идей, открытий, изобретений и передовой производственной практики к образовательным сообществами и самое главное - к потребителям кадрового потенциала – работодателям.

Литература

1.         Бородачев В.В., Копосов Е.В.Некоторые итоги реализации региональной отраслевой системы непрерывного опережающего кадрового обеспечения строительного комплекса Нижегородской области в 2011 году//Сб. тр. по проблемам доп. проф. Образования, Вып.21.-М.,2012.-С.95-101.
2.         Бородачев В.В., Копосов Е.В. Некоммерческое партнерство Нижегородский строительный образовательный консорциум-многопрофильный центр прикладных квалификационных кадров строительного комплекса региона//Сб.мат.VIII Межд. Научн.-практ.конф.31 мая-01 июня 2012.-2012.-М.:ИНИОН.Ч 2.-С.606-610.
3.         МухинаТ.Г. ,Копосов,Е.В., Бородачев,В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы//Монография-Н. Новгород.-2013

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика