Документ без названия

Древо квалификаций

Директор Межотраслевого института повышения квалификации кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
к.т.н., профессор В.В.Бородачев

 Реформа российского профессионального образования входит в качественно новую фазу развития, обусловленную серьезными структурными и содержательными изменениями, охватывающими все стадии образовательного процесса - начиная с дошкольного дополнительного образования, и проходит по всей траектории непрерывного образования до бесконечности. Характерной чертой современного университета, даже технического, стало наличие многочисленных центров дополнительного образования для дошкольников. Например, в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете уже длительный период времени активно работает и пользуется большим авторитетом у родителей Центр дополнительного образования детей, обучение в котором в год проходит 250 детей, начиная от полуторагодовалого возраста. Набирают обороты детская архитектурно-художественная студия, Центр поддержки и развития одаренности. В плане  работы ННГАСУ открытие детских школ: дизайна, экологии и др. Продолжает развиваться и выходит на качественно новый уровень работа университета с базовыми средними школами. Здесь уже с учетом требований времени опора делается на профессиональное обучение школьников по базовым образовательным направлениям архитектурно-строительного университета. Особняком сегодня стоит вопрос взаимодействия университета с профильными организациями среднего профессионального образования. Здесь уже требования времени таковы, что, несмотря на их различную юридическую подчиненность, образовательные программы  требуют полной стыковки, взаимодействия и преемственности по всему фронту образовательного процесса. Не секрет, что до сих пор еще большая часть руководителей практиков негативно относится к переходу российского профессионального образования на многоуровневую подготовку кадров. И здесь особой критике подвергают бакалавриат и его выпускников  с высшим образованием  - бакалавров.
Сегодня у университетов появились все возможности всесторонне поддержать «бакалавра» и дать ему шанс получить необходимые для производственной деятельности знания и умения через систему так называемого «дуального образования», которое сочетает в себе теоретическую подготовку в колледжах и университете с практическим обучением на предприятиях.
Эффективному решению данной проблемы во многом способствует новый Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», который дает право студентам организаций среднего профессионального и высшего образования учиться по дополнительным профессиональным программам для приобретения новых компетенций и квалификаций, востребованных на современном рынке труда с получением дипломов о профессиональной переподготовки одновременно с государственным дипломом о высшем образовании. При организации данного вида образовательной деятельности со студентами важно понять, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) - это не второе высшее, а очень специфическая система профессионального образования, которая в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» практически вышла из-под опеки государства, сохранив с ним взаимодействие лишь в системе государственного лицензирования образовательных программ. Другие функции государства связанные с аккредитацией образовательных программ ДПО и их реализующих образовательных организаций, формулирование отраслевых требований к содержанию образовательных программ ДПО и порядка их функционирования с аттестацией и сертификацией преподавателей системы ДПО и ее слушателей-выпускников и т.п. переданы работодателям  и их объединениям. Возникший новый механизм создания и реализации образовательных программ ДПО совместно с работодателями имеет гораздо более скоростные режимы работы и принципиально новое содержание деятельности. Так если государственное влияние на профессиональное образование несет в основном консервативный характер, основанный на скрупулёзном соблюдении требований государственных стандартов, то работодатели в программах ДПО сводят консервативную составляющую практически к нулю и требуют от образовательных организаций постоянного быстрого обновления содержания образовательных программ ДПО с учетом изменения конъектуры рынка труда, достижений науки и техники, а также передового международного и отечественного опыта.
 Причем степень динамичности обновлений содержания образовательных программ ДПО для студентов среднего профессионального и высшего образования должна быть на порядок выше, чем в тех же программах ДПО, предназначенных для профессиональной переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов.
Это объясняется тем, что если переподготовка и повышение квалификации действующих специалистов это стратегическая задача предприятия, рассчитанная на  среднесрочный(3-5 лет) или долгосрочный период (более 10 лет), то реализации программ ДПО в студенческой среде - это процесс быстрого реагирования на экстренные потребности рынка труда в принципиально новых кадрах. Поэтому механически перенести процесс обучения действующих специалистов в системе ДПО на студентов – практически невозможно. Здесь необходимо использовать принципиально новые подходы, связанные с глобализацией мирового рынка образовательных услуг, которые существенно усиливают общую взаимосвязь и взаимозависимой как национальных, так и отраслевых систем профессионального образования всех уровней.
Важной тенденцией развития мирового рынка образовательных услуг является широкое внедрение так называемых «открытых образовательных ресурсов», которые в глобальном масштабе находятся в свободном доступе для использования преподавателями и студентами без уплаты авторского гонорара или лицензионных платежей. Это требует расширения сферы деятельности и влияния международных организаций. К ним, в частности, относится и международная общественная организация «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (АСВ), которая объединяет высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов по инженерно-строительным специальностям.
Ассоциация осуществляет свою деятельность на территории России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана и привлекает всех своих членов к решению задач связанных с выработкой стратегии и определении перспективных направлений подготовки и переподготовки кадров по инженерно-строительным специальностям.
В функции Ассоциации входит изучение и распространение передового опыта организации и методического обеспечения учебного процесса в целях совершенствования образования с учетом тенденций развития науки, техники и технологии и потребностями строительной отрасли.
Ассоциация участвует в рассмотрении вопросов об эквивалентности документов об образовании в учебных заведениях стран СНГ в установленном законом порядке, а также устанавливает развитие связей с национальными Академиями наук, международными органами государственного управления системы подготовки кадров, с международными общественными организациями для решения проблем, входящих в сферу деятельности Ассоциации.
АСВ осуществляет обмен научной информацией и участвует в координации научной, образовательной, информационной и консалтинговой деятельности вузов в рамках государственных и международных программ.
Новым этапом в создании более качественного научного, образовательного, информационного и других продуктов АСВ стало создание и эффективное функционирование добровольного Стратегического партнерства строительных учебных заведений всех уровней профессионального образования (СПО, ВПО и ДПО) во главе с национальным исследовательским университетом строительства и архитектуры (МГСУ).
Стратегическое партнерство национально-исследовательского университета строительства и архитектуры является добровольным объединением строительных учебных заведений всех уровней профессионального образования (СПО, ВПО и ДПО).
Основными направлениями деятельности Стратегического партнерства стали:
•          совместные образовательные инициативы, направленные на создание и использование инновационных методов и технологий опережающего обучения всех уровней, формирование развернутой системы непрерывного образования;
•          совместные научные инициативы, включающие создание инновационной структуры научно-исследовательской деятельности отрасли с эффективным использованием творческого потенциала коллективов сотрудников организаций - членов Стратегического партнерства;
•          формирование единого информационного пространства партнеров с эффективным использованием дистанционных технологий;
•          совместные проекты в области государственного частного партнерства образовательных и научных учреждений с государственными органами и работодателями.
Договор о Стратегическом партнерстве подписали 14 архитектурно-строительных университетов Российской Федерации.
Важным шагом в развитии Стратегического партнерства стало принятие Соглашения о взаимодействии в области кадрового планирования для задач строительного комплекса России, которое подписали руководители Минрегиона РФ и Минобрнауки РФ, президент АСВ, президенты Национальных объединений: строителей, проектировщиков и изыскателей, а также президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства. В Соглашении сформулированы следующие предложения по эффективному взаимодействию организаций подписавших его:
1.         Разработка новых взаимно согласованных образовательных программ и отраслевых профессиональных стандартов при участии всех заинтересованных сторон (образовательные организации, государство, профессиональные сообщества, профсоюзы и др.), а также развитие инновационных форм взаимодействия системы образования и работодателей.
2.         Создание научно-инженерного центра координации и управления фундаментальными и прикладными исследованиями в строительной отрасли; структурно, нормативно и ресурсно-обеспечивающего интеграционно-образовательного, научного и инновационного комплекса с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и создания благоприятной среды для генерации и продвижения инновации от идеи до коммерциализации готового продукта.
3.         Интеграция профильных образовательных учреждений на основе современных организационно-правовых форм и формирование на территориально-распределительной основе в рамках единого информационного пространства образовательных кластеров (консорциумов) строительной направленности.
4.         Развитие частно-государственного партнерства в строительной отрасли, взаимодействие с профильными национальными объединениями саморегулируемых организаций по вопросам профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и общественной аккредитации образовательных организаций, реализующих эти программы.
Для практической реализации целей и задач Стратегического партнерства создан Совет Стратегического партнерства. В его работу включены федеральные профильные министерства и главные работодатели строительной отрасли. Возглавляет Совет ректор национального исследовательского университета МГСУ.
Таким образом, в соответствии с основными положениями подписанных соглашений формируется отраслевая образовательная матрица, где по горизонтали выстраивают архитектурно-строительные университеты(14 шт.) - члены Стратегического партнерства, а по вертикали строится открытая территориально-распределительная модель непрерывного профессионального образования (СПО, ВПО И ДПО), а также работодателей обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы и местные органы власти, укрепляющие эти новые творческие союзы законодательной и административной распорядительной поддержки.
То есть, в строительной отрасли России создается федеральный матричный учебно-научный, консалтинго-информационный, экспертно-производственный комплекс, который представляет полную палитру услуг (образовательных, научных, информационных, консалтинговых, экспертных и др.) для организаций строительного профиля региона, как очно, так и с использованием дистанционных технологий. Матрица в данном случае ограничена 14-ю столбцами, в соответствии с количеством архитектурно-строительных вузов, имеющих полный набор учебных программ, необходимых для эффективного функционирования архитектурно-строительного комплекса региона.
По вертикали происходит объединение всех учебных заведений строительного профиля одного субъекта федерации вокруг профильных вузов с активным участием работодателей и местных органов власти. Организационно-правовые формы этих новых региональных объединений может быть различна, однако опыт подсказывает, что наиболее целесообразно их объединить, например, как это сделано в Нижегородской области, в некоммерческое партнерство «Нижегородский строительный образовательный консорциум».
Образовательный консорциум на основе разработанной программы стратегического развития региона совместно с соответствующими министерствами субъекта федерации, службами: занятости, миграции, статистики и работодателями готовит и реализует целевую программу подготовки кадров для соответствующей отрасли. Подготовка кадров в рамках регионального Строительного образовательного консорциума должна проводиться в тесном взаимодействии с базовыми проектными институтами, профильными организациями и предприятиями с использованием соответствующих ресурсных центров, созданных органами власти субъекта федерации и работодателями.
Консорциум создает унифицированные для всех программы обучения четко согласованные между уровнями образования с целью обеспечения содержательной и организационной преемственности.
В составе Консорциума головные учебные заведения, то есть федеральные государственные бюджетные образовательные организации высшего образования играют роль межрегиональных, межотраслевых, учебно-научных, консалтинго-информационных, экспертно-производственных комплексов, а их профильные кафедры выполняют функции межрегиональных, отраслевых учебно-научных, консультационно-информационных и экспертно-производственных центров ВУЗа. Выпускающие кафедры должны установить системное взаимодействие с университетской службой по трудоустройству выпускников и основными работодателями по своему профилю для отслеживания траектории трудовой деятельности выпускников кафедр и налаживания регулярного профессионально-должностного повышения квалификации (минимум 1 раз в 5 лет); кафедры должны активно привлекать работодателей к разработке и реализации учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с Профессиональными стандартами и Квалификационными требованиями к специальностям. При этом программы профессиональной переподготовки должны быть направлены на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения дополнительных квалификаций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и рекомендаций. В свою очередь программы повышения квалификации  предназначены для совершения имеющихся или освоения новых компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. Содержание данных дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать их преемственность с федеральными, государственными, образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, а также опираться на профессиональные стандарты и (или) квалификационные требования.
В целом полная матрица Стратегического партнерства функционирует на постоянной основе и обеспечивает соответствующим набором услуг архитектурно-строительные комплексы 14 регионов. Аналогичные структуры стратегических партнеров можно сформировать и в других государствах, вузы которых участвуют в АСВ.
В новых условиях оценка качества дополнительного профессионального образования осуществляется не только государственными органами, а в большей мере непосредственно потребителями образовательных услуг – работодателями. Объединения работодателей соответствующих отраслей при участии национальных объединений саморегулируемых организаций и других профессиональных сообществ и уполномоченные ими организации принимают активное участие в  профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных  образовательных программ и общественной аккредитации образовательных учреждений.
В строительной отрасли организацию и координацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации программ ДПО осуществляет Комитет по отраслевому партнерству в области подготовки кадров Российского Союза строителей и Совет по развитию дополнительного профессионального образования Учебно-методического объединения Международной ассоциации строителей высших учебных заведений.
Оба эти объединения становятся посредниками между объединениями работодателей, Национальными объединениями саморегулируемых организаций строительного профиля и учебными заведениями осуществляющими подготовку и переподготовку строителей.
Данная система отраслевого ДПО реализуется техническими университетами по всей номенклатуре специалистов работающих в архитектурно-строительной отрасли, включая  помимо чисто производственников, также менеджеров, маркетологов, работников с персоналом ПФ, юристов, экономистов, финансистов и др.
Учитывая многопрофильность технического университета, аналогичная схема взаимодействия с работодателями и органами власти должны выстраиваться по каждой сфере деятельности, для которой ВУЗ готовит, переподготавливает и повышает квалификацию специалистов.
Такая сложная конфигурация матрицы Стратегического партнерства архитектурно-строительных образовательных организаций и АСВ в целом должна послужить каркасом новых образовательных программ ДПО для студентов организаций среднего профессионального и высшего образования реализовать через сетевое взаимодействие всех элементов «матрицы» посредством использования электронного обучения и современных, в том числе дистанционных, образовательных технологий. Электронные учебные курсы, созданные силами лучших лекторов и научных работников ведущих образовательных организаций АСВ способны значительно улучшить качество преподавания и существенно повысить роль преподавателей в создании и эффективной реализации видеолекций, массовых открытых онлайновских курсов, онлайн тестирования и др. для конкретных технических образовательных организаций помимо открытых лекций и семинаров, создаются и виртуальные лаборатории. Сегодня очень важно активировать пропаганду по популярности использования электронного образования и конкретно «открытых образовательных ресурсов», поощрять их использование с целью расширения свободного доступа к информации по всем уровням образования, а в перспективе – по всем элементам непрерывного обучения и образования.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика