Документ без названия

В.В.Бородачев
А.А.Лапшин

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МНО-ГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
обеспечения жилищно-коммунального комплекса
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»)

В настоящее время в сфере ЖКХ - острейший кадровый кризис. Здесь катастрофически не хватает как простых рабочих, так и компетентных бухгалтеров, технических специалистов, инженеров и управленцев.
В сфере ЖКХ в Российской Федерации на сегодня занято свыше 2 млн. человек, работающих на 34 тыс. предприятий.  Дефицит подготовленных кадров достигает 47 процентов, при практически удвоившимся за последние несколько лет и достигшем 15 тысяч числе управляющих компаний. Число работников сферы ЖКХ с высшим образованием, по некоторым оценкам, не превышает 7 процентов.
Причинами дефицита квалифицированных кадров в сфере ЖКХ, прежде всего, является отсутствие самостоятельного направления подготовки кадров, пополнение персонала ЖКХ за счёт работников преимущественно со смежным – строительным – профильным образованием. В сфере ЖКХ нет собственных научных школ, системы профессиональных учебных заведений, системной работы с молодыми кадрами, а также отсутствует возможность получить дополнительное профессиональное образование.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) имеет многолетний опыт организации обучения работников сферы ЖКХ. С 1995 года по 2002 годы в ННГАСУ реализовалась комплексная программа повышения квалификации руководителей и специалистов служб жилищно-коммунального хозяйства областных, городских, районных администраций и муниципальных предприятий по направлению «Совершенствование деятельности служб ЖКХ». Однако из-за прекращения бюджетного финансирования, данная масштабная деятельность была приостановлена.
С 2006 года МИПК ННГАСУ продолжил реализовывать программы повышения квалификации специалистов ЖКХ уже в более узком сегменте. Так по заданию и при активном участии администрации г.Нижнего Новгорода для работников служб ЖКХ районных администраций и муниципальных предприятий были организованы курсы повышения квалификации по теме:

  • Управление жилищно-коммунальным хозяйством -72 часа;
  • Управление эксплуатацией жилищного фонда -72 часа;
  • Совершенствование деятельности служб ЖКХ -18 часов.

В дальнейшем от общих проблем ЖКХ произошел переход к отдельным направлениям. В частности, в 2008 году ННГАСУ  принял участие в разработке Концепции областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 года» одним из важнейших элементов которой было создание при ННГАСУ российско-германского учебного центра по подготовке специалистов занятых в сфере обращения с отходами. В данном учебном центре международные программы повышения квалификации и стажировку в Германии прошли многие руководители и специалисты районных администраций и муниципальных предприятий Нижегородской области, связанных с системой обращения с отходами.[1,2,3].
С 2011 года ННГАСУ активно работает еще в одном важном направлении ЖКХ, связанной с переподготовкой и повышением квалификации специалистов, участвующих в проведении энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения. ННГАСУ был одним из инициаторов создания Национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетических обследований и активно участвует в работе Комитета по профессиональному образованию, повышению квалификации и аттестации специалистов в области энергетического обследования. Университет сегодня имеет на вооружении программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации энергоаудиторов и энергоменеджеров, высококвалифицированный преподавательский состав и хорошую материально-техническую базу для проведения обучения и стажировки. Сегодня в обойме ННГАСУ есть и лицензированные Рособрнадзором программы профессиональной переподготовки по направлению ЖКХ такие как:

  • Управление жилищно-коммунальным хозяйством -504 часа;
  • Управление имущественно-земельным комплексом -502 часа.

В настоящее время, в связи с выделением сферы ЖКХ в приоритетные отрасли российской экономики и значительным усилением внимания развитию кадрового потенциала ЖКХ, ННГАСУ готов организовать современную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов служб ЖКХ местных органов власти и муниципальных предприятий.
Однако имеются  и существенные препятствия в этой деятельности.
В частности, отсутствуют: система заказа на подготовку кадров в сфере ЖКХ, система должностных квалификаций, порядок аттестации и сертификации персонала, а также механизм персонификации ответственности и управления профессиональными рисками. Ну и главная проблема - отсутствие финансирования на подготовку кадров, как на федеральном, так и на уровне субъектов федераций и муниципалитетов.
Отрасль до сих пор не имеет системы профессиональных стандартов. Нет даже перечня должностей в ЖКХ. Сейчас вся подготовка осуществляется в рамках смежных направлений, таких как строительство, энергетика и т. д. То есть профессии в сфере ЖКХ не сформированы даже институционально.
Поэтому, не случайно, проблемам развития кадрового потенциала ЖКХ особое внимание уделялось при подготовке  и рассмотрении вопроса « О ходе реформирования системы ЖКХ в регионах Приволжского федерального округа» на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, проходившем в декабре 2010 года. Участники заседания отметили, что остается нерешенным ряд проблем жилищно-коммунального хозяйства регионов округа, таких как:
- отсутствие комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры;
- несовершенство нормативной базы, в том числе отсутствие методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- не благоприятность условий привлечения частных инвестиций в развитие и модернизацию ЖКХ, в том числе по причине непрозрачности деятельности управляющих организаций;
- низкие темпы внедрения современных технологий, в том числе в рамках повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере;
- дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих специальностей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- нерациональное расходование платежей населения за приобретенные жилищно-коммунальные услуги.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания признали целесообразным предложить по проблемам кадровой политики в сфере ЖКХ:
-  Правительству РФ рассмотреть возможности разработки и принятия нормативно-правового акта, определяющего требования квалификационных характеристик, предъявляемых к лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, необходимость обязательного обучения директоров управляющих организаций, председателей ТСЖ и ЖСК правилам управления домами с выдачей сертификата о прохождении обучения.
- Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах Приволжского федерального округа осуществить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров муниципальных образований, регулирующих органов и организаций коммунального комплекса в целях перехода к прогрессивным долгосрочным методам регулирования тарифов на коммунальные услуги после принятия соответствующей нормативной и методической базы на федеральном уровне, внедрения инвестиционного планирования, инновационной деятельности в ЖКХ, а также организовать работу с гражданами в целях разъяснения жилищного законодательства РФ и решения проблемных вопросов в жилищно-коммунальной сфере.
Другой важный аспект связан с качеством управления системой ЖКХ был, затронут в сентябре 2013 года на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе, при рассмотрении вопроса «О деятельности органов государственной власти Приволжского федерального округа по реализации программ расселения ветхого  и аварийного жилья», Здесь особое внимание было обращено на пропаганду лучшего опыта применения информационных технологий и передовых систем проведения мониторинга состояния жилищного фонда и автоматизации паспортизации многоквартирных домов, имеющегося в ряде регионов Приволжского федерального округа. Заслуживает внимания и распространения, в частности:
- опыт Татарстана по использованию информационно-аналитической системы «Мониторинг жилищного фонда»;
-информационный ресурс «Портал ЖКХ Удмуртской Республики»;
-государственная информационная система «Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской республики»;
-информационная система «АИС «Реформа ЖКХ» Нижегородской области;
-региональная информационная система ЖКХ и энергоэффективность «Объективный учет» Ульяновской области и др.
Сегодня наметились некоторые положительные тенденции в решении данных проблем в научной и образовательной сферах. В частности, Министерством строительства и ЖКХ РФ Академии коммунального хозяйства им.К.Д. Памфилова поручена исследовательская и учебно-методическая составляющая кадровых проблем ЖКХ[3].
Международная общественная организация «Ассоциация строительных высших учебных заведений», в которую входит ННГАСУ, по поручению Министерства строительства и ЖКХ взяла на себя роль координатора и исполнителя работ по следующим направлениям:

  • Разработка отраслевой рамки компетенций и квалификаций для жилищно-коммунального комплекса.
  • Разработка системы профессиональных стандартов на базе отраслевой рамки компетенций и квалификаций для жилищно-коммунального комплекса
  • Разработка системы образовательных стандартов, самостоятельно утверждаемых головной организацией АСВ-МГСУ, в том числе на базе требований профессиональных стандартов для жилищно-коммунального комплекса.
  • Создание системы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Создание отраслевой системы сертификации персонала на базе требований профессиональных стандартов для жилищно-коммунального комплекса.
  • Подготовка высококвалифицированных специалистов для жилищно-коммунального комплекса на основе образовательных стандартов АСВ (МГСУ) и на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Строительство» (бакалавриат), профиль «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ»; организация комплексного повышения квалификации персонала жилищно-коммунального комплекса по основным направлениям профессиональной деятельности; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Кроме того, в головной организации АСВ-МГСУ начал функционировать Институт жилищно-коммунального комплекса (ИЖКК) МГСУ со следующими кафедрами:
1.Городского строительства и коммунального хозяйства;
2.Технической эксплуатации зданий;
3.Реконструкции и ремонта объектов ЖКХ;
4.Организации и реновации производства;
5.Технологии, механизации и эксплуатации городских автомобильных дорог;
6.Государственного и муниципального управления;
7.Жилищно-коммунальный сервис;
8.Технологий и технического дизайна.
В настоящее время вопросы кадровой подготовки для ЖКХ находятся под прямым контролем премьер-министра России, поэтому Министерство строительства и ЖКХ приступило к выстраиванию дорожной карты для решения кадровых проблем ЖКХ и первой сформулировало задачу подготовки:

  • 20 000 специалистов  с высшим образованием;
  • 25 000 специалистов со среднем профессиональным образованием;
  • 100 000 специалистов прошедших профессиональную переподготовку.

Кроме этого планируется скоординировать работу по основным направлениям развития профессиональных квалификаций в РФ, в соответствии с проектом Указа Президента РФ «О национальном совете профессиональных квалификаций при Президенте РФ». Совет станет консультативным органом при главе государств и будет заниматься направлениями политики в сфере профессиональных квалификаций, определение стратегии и механизмов ее реализации во всех отраслях экономики, в том числе и сфере ЖКХ. В функции совета входит также рассмотрение проектов профессиональных стандартов, участие в разработке, рассмотрение и согласование нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам применения профессиональных стандартов, в том числе при разработке образовательных стандартов и программ, в том числе и для сфер ЖКХ.

Литература:

  • Бородачев В.В. Копосов Е.В. Комплексная система экологического профессионального образования, как важнейшая составляющая концепции развития региональной системы обращения с отходами производства и потребления//Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник, выпуск 8, часть 2- М., 2013.- С. 456-458
  • Бородачев В.В. Копосов Е.В. Концепция развития региональной системы обращения с отходами производства и потребления// Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития: Труды VII Международной научно-практ. конф.: /(26-27 мая 2011 года)часть 1,С. 395-397
  • Бородачев В.В. Обращение с отходами производства и потребления: современные проблемы и пути решения// г.Н.Новгород, тр.конгресса международного научно-промышленного форума «Великие реки 2013»,15-18 мая 2013г,том1С.241-245
  • Жбанов П.А. Проблемы управления инновациями в отечественном жилищном и коммунальном комплексе//Чистый город-2013 №2(62),апрель-июнь,С.31-36

Бородачев Владислав Владимирович  – директор Межотраслевого института повышения квалификации кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор.
Лапшин Андрей Александрович - ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, доцент.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика