Документ без названия

В.В.Бородачев

Новые направления профессионального  образования в сфере охраны труда

Охрана труда в строительстве является частью трудовых отношений работников и работодателей в части обеспечения безопасности труда. Эти отношения представляют собой совокупность взаимосвязанных законодательных, социально-экономических, технических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий, способствующих повышению производительности труда и качества работы. В Российской Федерации имеет место государственное управление охраной труда (ст.216 Трудового кодекса РФ), которое реализуется посредством законов и других нормативно правовых актов.
В 2013 году государство несколько усилило свое влияние на процессы в сфере охраны труда приняв федеральные законы №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда», а также подписав Генеральное соглашение между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне на 2014-2016 года.
В документах ставится задача считать обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения и развития человеческого капитала, в том числе улучшение условий и охраны труда.
Особо обращается внимание на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности системы оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявление и оценка профессиональных рисков и управление ими, стимулирования работодателей к замещению рабочих мест с вредными условиями труда, принятие новых норм и правил в сфере охраны труда с учетом международных норм. Планируется также разработка комплекса мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизации производства  в целях улучшения условий труда.
Особый акцент делается на совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере охраны труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
В частности, с 01 июля 2013 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития России о требованиях к квалификации специалистов по охране труда. Министерство утвердило требования  к руководителю и специалистам служб охраны труда и определило для них необходимый уровень профессионального образования. В частности, все руководителя и специалисты служб охраны труда должны иметь специальное высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», либо общее высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовке «Техносферная безопасность». МИПК ННГАСУ может предложить сегодня такую программу для руководителей и специалистов служб охраны труда объемом 268 аудиторных часов с получением диплома о профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Техносферная безопасность».
При этом предлагается изыскать возможность восстановления порядка частичного финансирования за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на обучение отдельных категорий специалистов по охране труда, а также научно-исследовательских работ по охране труда.
Охрана труда является одним из приоритетных направлений деятельности строительного комплекса. В частности, в соответствии с Планом НИОКР Минрегиона России на 2013-2015 годы и перспективной Программой стандартизации Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) ведется разработка проекта нормативного правового акта «Правила по охране труда в строительстве». Это единственные Правила по охране труда в перечне на 2014 год, которые разрабатываются не за счет государственного бюджета, а из средств НОСТРОЙ.
«Правила по охране труда в строительстве» должны заменить фактически утратившие силу бывшие нормативно-правовые акты СНиП 12-03-2001,СНиП 12-04-2002,СП 12-135-2003.
Новый нормативно-правовой акт содержит государственные нормативные требования охраны труда и направлен на обеспечение государственного управления охраной труда, высшим звеном которой является Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России).
Первокирпичиком этой государственной системы управления охраной труда является система управления охраной труда в организации (СУОТ), задача которой – обеспечение условий (организационных, технических, кадровых, финансовых) для выполнения государственных нормативных требований охраны труда. Правила по охране труда представляют собой часть государственной СУОТ и являются обязательными для работодателей.
Руководители строительных организаций в соответствии с действующими нормами и правилами в установленные сроки должны организовать инструктаж и проверку знаний рабочих и ИТР в области охраны труда и техники безопасности с обязательным документальным ее оформлением. Эти мероприятия проводятся в соответствии с «Типовыми программами обучения по охране труда». Работодатели должны сегодня изменить свое отношение к охране труда в коллективах в связи с переходом от аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) к специальной оценке условий труда. Сегодня ужесточены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалист-эксперт по специальной оценке условий труда. К эксперту предъявляются повышенные требования по его профессиональному образованию и стажу работы, он должен пройти специальную аттестацию и получить сертификат эксперта. Вводится личная (персональная) ответственность эксперта. Формирование и ведение реестра экспертов осуществляет Минтруд России. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда осуществляется Федеральная инспекция труда.
В настоящее время требования к СУОТ в организации определены в рамках ст.217 Трудового кодекса РФ и ограничены только требованиями введения должности специалиста по охране труда и создания службы охраны труда для организаций с определенным числом работников. ФЗ №421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в связи с принятием федерального закона «О специальной оценки условий труда» ввела в трудовой кодекс изменения связанные с СУОТ:
- в статью 209 – вводится новая часть – СУОТ комплекса взаимосвязанных и (или) взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работника и процедуру по достижению этих целей
- в статью 212 –Работодатель обязан обеспечить «создание и функционирование системы управления охраной труда».
В настоящее время появляется необходимость дополнительного повышения квалификации руководителей и специалистов для правильного понимания и применения свода правовых норм. При этом делается ремарка о том, что цель НПА – государственное регулирование - это инструмент принуждения и наказания, а не учебное пособие по безопасным методам и приемам выполнения работ.
Вместе с тем анализ показывает, что в настоящее время система профессионального образования руководителей принципам и правилам менеджмента безопасности практически отсутствуют, системные научные исследования в сфере охраны труда (как социально-политической деятельности), безопасности труда, безопасности технологических процессов и производство в последние 20 лет реально не проводятся. В связи с этим ННГАСУ готов организовать научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, а также предложить  руководителям и специалистам строительных организаций специальные краткосрочные программы повышения квалификации по вопросам безопасности и охраны труда.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика