Документ без названия

Сразу к делу

Как учить, чтобы не переучивать?
Вузы непрерывно выпускают юристов и экономистов, а производству нужны рабочие, сетуют работодатели. Сейчас все усилия и учебных заведений, и предприятий направлены в одну сторону – переубедить молодёжь не «с потолка» получать высшее образование, а учиться профессии, которая будет востребована на производстве. При этом высшее образование вовсе не обязательно.

Как готовят профессиональные рабочие и инженерные кадры для промышленности? Смогут  ли выпускники колледжей и вузов трудиться на высокотехнологичном производстве?

Выноска1: От заводов требуются большие вложения.

Выноска 2:

Старая новая система

Главная цель учебных заведений – дать образование, нацеленное на практику, отвечающее потребностям времени. Для этого открывают ресурсные центры в техникумах и базовые кафедры  вузов, на предприятиях. Появился прикладной бакалавриат в университетах. А совсем свежее федеральное изобретение – система дуального образования. Нижегородская область вошла в десятку российских регионов-«пилотов», где систему внедрят в первую очередь.

По словам Ильи КОРШУНОВА, замминистра образования области, уже несколько лет в регионе модернизируют профессиональное образование. Созданы 8 центров компетенции для подготовки кадров машиностроительной отрасли. Открыты 14 инновационных ресурсных центров подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств. В 2013 году регион выиграл федеральную субсидию. Она пошла на  систему подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, причём главное направление программы – противовоздушная и противоракетная оборона. Так что проект дуального образования будет продолжением хороших традиций.  

Принцип дуального образования таков: обучают не только в стенах образовательного учреждения, но и на предприятии.

- Главная задача – подготовить высококвалифицированные кадры, которых как раз не хватает предприятиям. Ориентация на практику, на производство для нас не нова, - говорит Сергей ВАРАКСА, директор Нижегородского индустриального колледжа. – Важно, чтобы выпускник сразу после учёбы встал к станку и начал работать, чтобы его не пришлось доучить и переучивать.
- У каждого предприятия своя специфика. И система подготовки на производстве очень важна, - подчёркивает Ирина КОРМЩИКОВА, директор Нижегородского радиотехнического колледжа. - Колледж даёт общую теоретическую подготовку, а узнать все секреты производства можно только на месте. Кроме того, на высокотехнологичном производстве специалисты получают дополнительную квалификацию, новые компетенции.

Бизнес диктует

Задел для дуального образования уже есть в ресурсных центрах, созданных на базе нижегородских техникумов. Здесь новые классы, современные лаборатории – всё для подготовки кадров ведущим предприятиям.

- Для сотрудничества с бизнес-сообществом в техникумах разрабатывают интегрированные учебные планы, - говорит Елена МИТРОХИНА, замдиректора Перевозского строительного колледжа. – Оптимально готовить кадры под заказ конкретных работодателей. К примеру, сейчас строительные бизнес диктует условия:  выпускник колледжа должен иметь не только специальность, но и рабочие компетенции – например, дорожнику нужны навыки оператора катка.

Учебные заведения кивают на работодателей – без их  помощи и материальных вложений эффективного образования не получится! Есть ли у промышленников такие ресурсы?

- Образование, ориентированное на практику, – дорогое удовольствие. Оборудовать одно рабочее место для студента по системе дуального образования  - это десятки миллионов рублей, - констатирует Михаил СИВОВ, директор Сормовского механического техникума.

- Техническое образование невозможно без практики. Здесь требуется воля работодателя – вложения в образовательный процесс нужны достаточно серьёзные, - рассказывает Евгений ИВАШКИН, проректор по учебной работе НГТУ им. Р.Е.Алексеева. – На крупных предприятиях региона создают базовые кафедры университетов, их возглавляют руководители заводов или их ведущие сотрудники. Бакалавр с 3-4-го курса получает рабочее место, должность техника и решает производственные задачи. После окончания университета он приносит диплом в отдел кадров и продолжает работать.

- Для сельского хозяйства невозможно подготовить специалиста, не взаимодействуя с предприятиями, особенно если у техникума нет собственного учебного хозяйства. Студенты проходят практику не только в Нижегородской области, но и ездят в соседнюю Кировскую, – говорит Евгений МАЛЫШЕВ, замдиректора по производственному обучению Шахунского агропромышленного техникума.
- Конечно, работодатель не должен стоять в стороне, - уверен Сергей Варакса. - Но пока только крупные предприятия готовы принимать участие в обучении кадров. На это нужны большие деньги, и не все готовы их тратить. Но предприятия понять можно - до сих пор Госдума не приняла закон о преференциях для компаний, участвующих в системе обучения кадров

Наши промышленники не готовы вкладываться, поэтому в процесс подготовки кадров включаются иностранные инвесторы. 

- С 2014 года в Нижегородской области реализуют программу подготовки кадров для инвестиционных и инновационных производств. Та же цель – у проекта дуального образования, - рассуждает Наталия СИЛЬВЕСТРУК, директор Дзержинского технического колледжа. – В регион идут зарубежные инвесторы, открываются совместные предприятия с новыми технологиями, с новой организацией труда. Им нужны хорошо подготовленные кадры. И нам есть чему у них получиться. Так что работодатели, в том числе иностранные, активно включаются в проект. 

… По мнению экспертов, главный вектор карьеры сейчас –  непрерывное профессиональное образование: техникум – вуз - предприятие. По мнению Ильи Коршунова, символ нового времени – рабочий, который хорошо зарабатывает и идёт в вуз, чтобы получить профильное высшее образование. Вовсе необязательно бежать за абы каким высшим образованием, если есть возможность получить сначала среднее профессиональное. Кстати, и ЕГЭ в техникум не надо сдавать…

Наталья ХАЛЕЗОВА

Точка зрения

Владислав БОРОДАЧЁВ, директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ:

- Если крупные промышленные предприятия вкладываются в совместные образовательные программы с учебными заведениями, то в строительной отрасли Нижегородской области работает около 3000 в основном средних и малых строительных организаций, которые не имеют длительных перспектив своей трудовой деятельности и в связи с этим больших финансовых возможностей. Поэтому производственная составляющая дуального образования в основном формируется через объединение работодателей и саморегулируемые организации, которые вместе с образовательными организациями строительного профиля входят в Нижегородский строительный образовательный консорциум. Несмотря на то, что в Нижегородской области действует перспективная программа развития кадрового потенциала строительной отрасли на 2011-2015 годы большой удельный вес в работе Консорциума занимает более динамичная система профессионального образования и обучения специалистов, реагирующая на текущие запросы работодателей в квалификационных кадрах. В частности, здесь активно используется другая разновидность дуального образования: параллельное обучение студентов последних курсов университета по программам дополнительного профессионального образования по специальностям востребованным на рынке труда в данный период времени.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика