Документ без названия

Использование сетевой структуры Международной ассоциации строительных вузов для организации эффективного обучения бакалавров дополнительной профессии посредством программ профессиональной переподготовки
Using the network structure of the International association of building high schools for effective bachelors teaching  through professional retraining programs.
В.В.Бородачев, к.т.н., профессор, pdpo@nngasu.ru
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород
V. V. Borodachev, Ph.D, professor, pdpo@nngasu.ru
Nizhny Novgorod, State University of Architecture and Civil Engineering

Аннотация

Новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает право обучение студентов организаций среднего профессионального  и высшего образования по дополнительным профессиональным программам. Реализовать данную задачу возможно лишь используя процессы глобализации образования через международные организации, в частности, через сетевую структуру Международной ассоциации строительных вузов.

New Federal Law «About education in the Russian Federation» entitles students to institutions of secondary vocational and higher education to study for additional professional programs. Implement this task is only possible using the    process of globalization of education through international organizations, in particular, through the network of the International Association of Building Universities.

Новый ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» дал право студентам организаций средне-профессионального образования и высшего образования учиться по дополнительным профессиональным программам для приобретения компетенций и квалификаций, востребованных на современном рынке труда с получением официальных удостоверений и дипломов одновременно с государственным дипломом о высшем образовании. При организации данного вида образовательной деятельности со студентами необходимо учитывать, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) - это не второе высшее, а очень специфическая система профессионального образования, которая в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» практически вышла из под опеки государства, сохранив с ним взаимодействие лишь в системе государственного лицензирования образовательных программ. Другие функции государства связанные с аккредитацией образовательных программ ДПО и их реализующих образовательных организаций; формулированием отраслевых требований к содержанию образовательных программ ДПО и порядка их функционирования с аттестацией и сертификацией преподавателей системы ДПО и ее слушателей-выпускников и т.п. переданы работодателям  и их объединениям. Возникший новый механизм создания и реализации образовательных программ ДПО совместно с работодателями имеет гораздо более скоростные режимы работы и принципиально новое содержание деятельности. Так если государственное влияние на профессиональное образование несет в основном консервативный характер, основанный на скрупулёзном соблюдении требований государственных стандартов, то работодатели в программах ДПО требуют от образовательных организаций постоянного быстрого обновления содержания образовательных программ с учетом изменения конъектуры рынка труда, достижений науки и техники, а также передового международного и отечественного опыта.
Причем степень динамичности обновлений содержания образовательных программ ДПО для студентов среднего профессионального и высшего образования должна быть на порядок выше, чем в тех же программах ДПО, предназначенных для профессиональной переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов. Это объясняется тем, что если переподготовка и повышение квалификации действующих специалистов это стратегическая задача предприятия, рассчитанная на  среднесрочный(3-5 лет) или долгосрочный период (более 10 лет), то реализация программ ДПО в студенческой среде - это процесс быстрого реагирования на экстренные потребности рынка труда в принципиально новых кадрах. Поэтому механически перенести процесс обучения действующих специалистов в системе ДПО на студентов – практически невозможно. Здесь необходимо использовать принципиально новые подходы, связанные с глобализацией мирового рынка образовательных услуг, которые существенно усиливают общую взаимосвязь и взаимозависимость как национальных, так и отраслевых систем профессионального образования всех уровней.
Важной тенденцией развития мирового рынка образовательных услуг можно считать расширение сферы деятельности и влияния международных организаций. К ним, в частности, относится и международная общественная организация «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (АСВ). Ассоциация осуществляет свою деятельность на территории России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана и привлекает всех своих членов к решению задач связанных с выработкой стратегии и определении перспективных направлений подготовки и переподготовки кадров по инженерно-строительным специальностям. В функции Ассоциации входит изучение и распространение передового опыта организации и методического обеспечения учебного процесса в целях совершенствования образования с учетом тенденций развития науки, техники и технологии и потребностями строительной отрасли. В целях повышения качества и эффективности научной, образовательной, информационной, консалтинговой и др. деятельности ВУЗов-членов АСВ ассоциация участвует в рассмотрении вопросов об эквивалентности документов об образовании в учебных заведениях стран СНГ в установленном законом порядке, а также устанавливает развитие связей с национальными Академиями наук, международными органами государственного управления системы подготовки кадров, с международными общественными организациями для решения проблем, входящих в сферу деятельности Ассоциации.
Новым этапом в создании более качественного научного, образовательного, информационного и др.продуктов АСВ стало создание и эффективное функционирование добровольного Стратегического партнерства учебных заведений всех уровней профессионального образования (СПО, ВПО и ДПО) во главе с национальным исследовательским университетом строительства и архитектуры (МГСУ). Стратегическое партнерство национально-исследовательского университета строительства и архитектуры является добровольным объединением учебных заведений всех уровней профессионального образования (СПО, ВПО и ДПО).
Основными направлениями деятельности Стратегического партнерства стали:

  • совместные образовательные инициативы, направленные на создание и использование инновационных методов и технологий опережающего обучения всех уровней, формирование развернутой системы непрерывного образования;
  • совместные научные инициативы, включающие создание инновационной структуры научно-исследовательской деятельности отрасли с эффективным использованием творческого потенциала коллективов сотрудников организаций-членов Стратегического партнерства;
  • формирование единого информационного пространства партнеров с эффективным использованием дистанционных технологий;
  • совместные проекты в области государственного частного партнерства образовательных и научных учреждений с государственными органами и работодателями.

Договор о Стратегическом партнерстве подписали 14 архитектурно-строительных университетов Российской Федерации.
Важным шагом в развитии Стратегического партнерства стало принятие Соглашения о взаимодействии в области кадрового планирования для задач строительного комплекса России, которое подписали руководители Минрегиона РФ и Минобрнауки РФ, президент АСВ, президенты Национальных объединений: строителей, проектировщиков и изыскателей, а также президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства. В Соглашении сформулированы следующие предложения по эффективному взаимодействию организаций подписавших его:

  • Разработка новых взаимно согласованных образовательных программ и отраслевых профессиональных стандартов при участии всех заинтересованных сторон (образовательные организации, государство, профессиональные сообщества, профсоюзы и др.), а также развитие инновационных форм взаимодействия системы образования и работодателей.
  • Создание научно-инженерного центра координации и управления фундаментальными и прикладными исследованиями в строительной отрасли; структурно, нормативно и ресурсно-обеспечивающего интеграционно-образовательного, научного и инновационного комплекса с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и создания благоприятной среды для генерации и продвижения инновации от идеи до коммерциализации готового продукта.
  • Интеграция профильных образовательных учреждений на основе современных организационно-правовых форм и формирование на территориально-распределительной основе в рамках единого информационного пространства образовательных кластеров (консорциумов) строительной направленности.
  • Развитие частно-государственного партнерства в строительной отрасли, взаимодействие с профильными национальными объединениями саморегулируемых организаций по вопросам разработки унифицированных отраслевых требований к программам дополнительного профессионального образования, совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, проведения тестирования и профессиональной аттестации.

Для практической реализации целей и задач Стратегического партнерства создан Совет Стратегического партнерства. В его работу включены федеральные профильные министерства и главные работодатели строительной отрасли. Возглавляет Совет ректор национального исследовательского университета МГСУ.
Таким образом, в соответствии с основными положениями подписанных соглашений формируется отраслевая образовательная матрица, где по горизонтали выстраивают архитектурно-строительные университеты(14 шт.) - члены Стратегического партнерства, а по вертикали строится открытая территориально-распределительная модель непрерывного профессионального образования (СПО, ВПО И ДПО), а также работодателей обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы и местные органы власти, укрепляющие эти новые творческие союзы законодательной и административной распорядительной поддержки.                                                                                                                                               
То есть, в строительной отрасли России создается федеральный матричный учебно-научный, консалтинго-информационный, экспертно-производственный комплекс, который представляет полную палитру услуг (образовательных, научных, информационных, консалтинговых, экспертных и др.) для организаций строительного профиля региона, как очно, так и с использованием дистанционных технологий. Матрица в данном случае ограничена 14-ю столбцами, в соответствии с количеством архитектурно-строительных вузов, имеющих полный набор учебных программ, необходимых для эффективного функционирования архитектурно-строительного комплекса региона.
По вертикали происходит объединение всех учебных заведений строительного профиля одного субъекта федерации вокруг профильных вузов с активным участием работодателей и местных органов власти. Организационно-правовые формы этих новых региональных объединений может быть различна, однако опыт подсказывает, что наиболее целесообразно их объединить, например, как это сделано в Нижегородской области, в некоммерческое партнерство «Нижегородский строительный образовательный консорциум».
Образовательный консорциум на основе разработанной программы стратегического развития региона совместно с соответствующими министерствами субъекта федерации, службами: занятости, миграции, статистики и работодателями готовит и реализует целевую программу подготовки кадров для соответствующей отрасли. Подготовка кадров в рамках регионального Строительного образовательного консорциума должна проводиться в тесном взаимодействии с базовыми проектными институтами, профильными организациями и предприятиями с использованием соответствующих ресурсных центров, созданных органами власти субъекта федерации и работодателями. Консорциум должен иметь унифицированные для всех программы обучения четко согласованные между уровнями образования с целью обеспечения содержательной и организационной преемственности.
В составе Консорциума головные учебные заведения, то есть федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования должны играть роль межрегиональных, межотраслевых, учебно-научных, консалтинго-информационных, экспертно-производственных комплексов, а их профильные кафедры выполнять функции межрегиональных, отраслевых учебно-научных, консультационно-информационных и экспертно-производственных центров ВУЗа. Выпускающие кафедры должны установить системное взаимодействие с университетской службой по трудоустройству выпускников и основными работодателями по своему профилю для отслеживания траектории трудовой деятельности выпускников кафедр и налаживания регулярного профессионально-должностного повышения квалификации (минимум 1 раз в 5 лет); кафедры должны активно привлекать работодателей к разработке и реализации учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с Профессиональными стандартами и Квалификационными требованиями к специальностям. При этом программы профессиональной переподготовки должны быть направлены на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения дополнительных квалификаций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и рекомендаций. В свою очередь программы повышения квалификации и профессионального развития предназначены для совершения имеющихся или освоения новых компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. В целом содержание данных дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать их преемственность с федеральными, государственными, образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, а также опираться на профессиональные стандарты и (или) квалификационные требования.
В целом полная матрица Стратегического партнерства функционирует на постоянной основе и обеспечивает соответствующим набором услуг архитектурно-строительные комплексы 14 регионов. Аналогичные структуры стратегических партнеров можно сформировать и в других государствах, вузы которых участвуют в АСВ. В новых условиях оценка качества дополнительного профессионального образования осуществляется не только государственными органами, а в большей мере непосредственно потребителями образовательных услуг – работодателями. Объединения работодателей соответствующих отраслей при участии национальных объединений саморегулируемых организаций и других профессиональных сообществ и уполномоченные ими организации принимают активное участие в  профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных  образовательных программ и общественной аккредитации образовательных учреждений.
В строительной отрасли организацию и координацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации программ ДПО осуществляет Комитет по отраслевому партнерству в области подготовки кадров Российского Союза строителей и Совет по развитию дополнительного профессионального образования Учебно-методического объединения Международной ассоциации строителей высших учебных заведений. Оба эти объединения становятся посредниками между объединениями работодателей, Национальными объединениями саморегулируемых организаций строительного профиля и учебными заведениями осуществляющими подготовку и переподготовку строителей.
Данная система отраслевого ДПО реализуется техническими университетами по всей номенклатуре специалистов работающих в архитектурно-строительной отрасли, включая  помимо чисто производственников, также менеджеров, маркетологов, работников с персоналом ПФ, юристов, экономистов, финансистов и др. Учитывая многопрофильность технического университета, аналогичная схема взаимодействия с работодателями и органами власти должны выстраиваться по каждой сфере деятельности, для которой ВУЗ готовит, переподготавливает и повышает квалификацию специалистов. Такая сложная конфигурация матрицы Стратегического партнерства архитектурно-строительных университетов и АСВ в целом должна послужить каркасом новых образовательных программ ДПО для студентов ССУЗов и ВУЗов.

  • Бородачев В.В., Копосов Е.В. Некоммерческое партнерство Нижегородский строительный образовательный консорциум-многопрофильный центр прикладных квалификационных кадров строительного комплекса региона//Сб.мат.VIII Межд. Научн.-практ.конф.31 мая-01 июня 2012.-2012.-М.:ИНИОН.Ч 2.-С.606-610.
  • МухинаТ.Г. ,Копосов,Е.В., Бородачев,В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы//Монография-Н. Новгород.-2013

 

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика