Документ без названия

Бородачев В.В.
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»)

Отраслевая система профессионального образования строительного комплекса России

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит существенные изменения в функционирование системы профессионального образования, в том числе и при подготовке, переподготовке и повышения квалификации рабочих и специалистов строительной сферы.
При этом модернизация отраслевой системы профессионального образования кадров строительного профиля характеризуется усилением организующей и координирующей роли международной ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ), Стратегического партнерства Национального исследовательского университета строительства и архитектуры, а также Общероссийского Межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей» (ОМОР РСС). В рамках АСВ и ОМОР РСС создается новая система лицензирования и аккредитации профессиональных образовательных программ, которая реализуется через вновь организованные структуры АСВ и РСС:

  •  Учебно-методический Совет по развитию дополнительного профессионального образования (УМС ДПО) Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области строительства и Международной ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ)
  •   Комитет по непрерывному профессиональному образованию строительной отрасли Российского Союза строителей.

 При этом в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на данные структуры возлагается сегодня, помимо профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, а также и общественная аккредитация образовательных организаций.
Эта процедура является отраслевым организационным инструментом, гарантирующим качество профессиональной подготовки специалистов, рабочих и служащих на уровне необходимом для кадрового обеспечения процессов технологической и управленческой модернизации в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных областях деятельности.
В свою очередь качество профессиональной подготовки во многом определяется содержанием профессиональных образовательных программ, их соответствием требованиям профессиональных стандартов и требованиям работодателей, качеством разработки и уровнем оформления соответствующих учебно-методических материалов, качеством и уровнем учебно-организационных, материально-технических и других образовательных ресурсов, обеспечивающих их реализацию в образовательной организации.
Повышению эффективности образовательного процесса в строительной отрасли способствует создание единого информационного центра новых строительных технологий в рамках АСВ и регионального Консорциума образовательных учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО строительного профиля, а также учебно-выставочного Центра передовых технологий, новой техники и материалов, которыми могут пользоваться все члены Консорциума. Большую роль в повышении качества учебного процесса и его практической направленности играет создание областной сети образовательных ресурсных центров и многофункциональных центров профессиональных квалификаций деятельность которых опирается на концентрацию единого образовательного потенциала с обеспечением его коллективного использования. Причем новые объединения включают в себя не только учебно-лабораторное оборудование, но и  учебно-методические, производственные, информационные, кадровые и другие ресурсы, обеспечивающие подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
В настоящее время, например, в Нижегородской области на базе учебных заведений СПО и НПО функционирует 9 ресурсных центров, некоторые из которых частично обслуживают и строительные отрасли при подготовке сварщиков, монтажников, работников автомобильно-дорожных специальностей и др. Планируется вокруг архитектурно-строительного университета сформировать круг образовательных ресурсных центров строительного профиля. В частности, для эффективной реализации программ повышения квалификации и предаттестационной подготовки, рекомендованных для саморегулируемых организаций, целесообразно создать специализированный комплекс ресурсных центров, сформированный по группам программ для видов работ, влияющих на безопасность работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Ресурсные центры должны стать центрами приобретения профессионального мастерства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.
Современная модернизация профессионального образования характерна существенным повышением роли работодателей в организации обучения, а также аттестацию студентов, слушателей и преподавателей.
Сегодня технический университет и объединение работодателей - это единый механизм организации современного профессионального образования. При этом новая роль работодателей особенно ярко проявляется:

  • в организации системы перспективного планирования необходимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и руководителей строительных организаций;
  • в участии в разработке и реализации учебных программ учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО;
  •  в организации профессионально-общественной аккредитации программ ДПО;
  • в проведении оценки уровня квалификации выпускников университетов, учреждений СПО и НПО;
  • в проведении аттестации преподавателей системы ДПО;
  • в работе экзаменационных и аттестационных комиссий учебных заведений;
  • в проведении систематического мониторинга потребности кадров для строительной отрасли.

Модернизация профессионального образования в рамках нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существенным образом повлияла на повышение роли кафедр университета в организации специализированных систем профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилю кафедры, а также в создании единой отраслевой системы повышения квалификации и стажировки преподавателей учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО.
В строительной отрасли Российской Федерации принято Положение о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере строительства и смежных областях деятельности, разработанное  ОМОР РСС с АСВ с целью установления унифицированных принципов, требований и правил оценки и подтверждения качества профильных профессиональных образовательных программ и уровня деятельности реализующих их образовательных организаций.
Непосредственная работа по организации Аккредитации возлагается на Совет УМО АСВ и учебно-методический совет по развитию дополнительного профессионального образования АСВ (УМС ДПО АСВ). Вузы-члены АСВ проходят общественную аккредитацию с учетом направлений подготовки (специальностей) по которым вуз имеет государственную лицензию и аккредитацию и перечнем программ профессиональной переподготовки, получившим государственную лицензию.
Для всех профессиональных образовательных программ проверяется наличие четко сформулированных результатов обучения, согласующихся с целями и задачами программы, а также их соответствие требованиям соответствующих профессиональных стандартов и/или квалификационных должностных характеристик
Сведения об аккредитованных профессиональных образовательных программах заносятся в Реестр профессиональных образовательных программ, прошедших профессионально - общественную аккредитацию ОМОР РСС. Сведения об аккредитации образовательных организаций заносятся в Реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию АВС. Реестры размещаются в открытом доступе в сети Интернет.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика