Отраслевая система профессионального образования строительного комплекса России

В.В.Бородачев

 

В настоящее время в строительном комплексе России заканчивается формирование отраслевой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов и рабочих кадров. При этом проводится комплексная модернизация сети учреждений профессионального образования и ее интеграция с ведущими отраслевыми научными центрами, объединениями работодателей строительного профиля и местными органами власти. Важным элементом этой интеграции является создание специализированных отраслевых структур профессионального образования. В строительной отрасли первым итогом в этом направлении стало образование Международной ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ) в которую входят 158 вузов, в том числе и из стран СНГ. В дальнейшем 14 ведущих архитектурно-строительных университетов России вошли в Стратегическое партнерство Национального исследовательского университета  «Московский государственный архитектурно-строительный университет».

Данное стратегическое партнерство в каждом субъекте федерации, где есть архитектурно-строительный университет, по вертикали получило дополнение за счет открытия региональной структуры непрерывного профессионального образования четырех уровней: НПО-СПО-ВПО-ДПО, а также объединений работодателей и местных органов власти. Организационно-правовая форма этих новых региональных объединений может быть различна, однако опыт подсказывает, что наиболее целесообразно их объединить  в некоммерческое партнерство «Строительный образовательный консорциум». Таким образом, информируется  базовый отраслевой матричный учебно-научный, консалтинго-информационный, экспертно-производственный комплекс, который предоставляет полную палитру услуг (образовательных, научных, информационных, консалтинговых, экспертных, производственных и др.) для организаций строительного профиля региона, как очно, так и с использованием дистанционных технологий.

В целом полная матрица Стратегического партнерства функционирует на постоянной основе и обеспечивает соответствующим набором услуг архитектурно-строительные комплексы 14 регионов.

В регионах, где в ВУЗах, входящих в АСВ, есть строительные факультеты, осуществляющие подготовку специалистов строительного профиля по 1-3 направлениям, целесообразно этим строительным факультетам вуза и региональным учреждениям НПО и СПО совместно с крупными строительными организациями объединять в образовательные кластеры  в форме временных творческих объединений, прежде всего по направлениям профильным для строительного факультета ВУЗа.

Вместе с тем региональные образовательные кластеры могут пользоваться всем научным и образовательным арсеналом учебных заведений Стратегического партнерства с применением дистанционных технологий. Университеты Стратегического партнерства также могут предоставлять весь комплекс услуг посредством дистанционных технологий строительным организациям регионов, где вообще нет строительного профессионального образования.

Таким образом, в строительном комплексе России формируется следующая отраслевая система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов и рабочих кадров. (Рис. 1)

Данная система отраслевого профессионального образования реализуется техническими университетами по всей номенклатуре специалистов работающих в архитектурно-строительной отрасли, включая  помимо чисто производственников, также менеджеров, маркетологов, работников с персоналом ПФ, юристов, экономистов, финансистов и др.

Учитывая многопрофильность технического университета, аналогичная схема взаимодействия с работодателями и органами власти должны выстраиваться по каждой сфере деятельности, для которой ВУЗ готовит, переподготавливает и повышает квалификацию специалистов. В частности, для архитектурно-строительного университета характерно взаимодействие  с профессиональным национальным объединением:

·                   Архитекторов;

·                   Кадастровых инженеров;

·                   Энергоаудиторов;

·                   Оценщиков;

·                   Профессиональных бухгалтеров и др.

Повышения квалификации и переподготовка специалистов высшего звена и Топ-менеджеров по межотраслевым, федеральным, международным и глобальным проблемам, включая обучение по программам МВА целесообразно проводить в рамках специализированных образовательных объединений, например, Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

РАБО совместно с заинтересованными организациями типа «Ассоциация менеджеров» и др. целесообразно разработать профессиональные образовательные стандарты, согласовывать их с Рособрнадзором для государственного лицензирования. РАБО создает с учебными заведениями, заинтересованными в проведении данных учебных программ, саморегулируемые организации, либо просто формирует систему аккредитации при РАБО учебных заведений реализующих данные программы.

Учитывая тот факт, что порядка 80% учебных программ должны реализовываться посредством дистанционных технологий, целесообразно разработать и приступить к реализации стандартов дистанционного обучения. Здесь наиболее приемлем вариант создания партнерств организаций, реализующих программы ДПО на базе ЛИНКа – самого продвинутого в России и странах СНГ в сфере дистанционных технологий.

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика