Особенности функционирования системы дополнительного профессионального образования в период прекращения государственной аккредитации программ ДПО.

 

В.В.Бородачев, Е.В.Копосов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», город Нижний Новгород

pdpo@nngasu.ru

 

С начала 2011 года в России прекращена государственная аккредитация учебных программ дополнительного профессионального образования, что привело к запрету выдачи в системе ДПО по завершению обучения документов гособразца. В статье предлагается наиболее безболезненный путь перехода от аккредитации учебных программ ДПО Рособрадзора к отраслевой системе аккредитации программ.

 

В настоящее время  происходит  глубокая интеграция российского профессионального образования (в том числе и ДПО) в мировую образовательную систему. В соответствии с мировой практикой нет необходимости в государственной аккредитации программ ДПО как государственных, так и негосударственных учебных заведений. В связи с этим нецелесообразно разрабатывать и утверждать федеральные государственные требования к программам профессиональной переподготовки. Исключение составляют программы ДПО для подготовки госслужащих и других специалистов для государственного сектора экономики, включая переподготовку и повышение квалификации преподавателей государственных учебных заведений. Здесь уже государственные органы власти решают, какие документы по аккредитованным программам выдавать, т.е. государство выступает как отдельная отрасль экономики и соответственно государственные документы признаются лишь в государственном секторе.

Например, при социализме в высших партийных школах обучали партийных и советских работников по программам утвержденным ЦК КПСС и выдавали соответствующие документы не государственного образца, а образца с грифом и печатью КПСС.

В настоящее время все программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны разрабатываться совместно с профессиональными сообществами и объединениями работодателей на основе соответствующих профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов. Профессиональные образовательные объединения утверждают требования к учебным программам, систему контроля знаний (тестирование, собеседование), определяют содержание и форму  документов, выдаваемых по результатам обучения, а также утверждают систему профессиональной аттестации специалистов и проводят ее по завершению обучения. Вуз, заявивший  программу ДПО, соответствующую отраслевым требованиям, должен получить государственную лицензию на данную программу.

Профессиональные сообщества разрабатывают требования к образовательным учреждениям (например, необходимость государственного лицензирования программ ДПО, соответствующие квалификации ППС, материально-техническая, информационная и т.п. база) на основе которых производится аккредитация учебного заведения для реализации данной программы. Все вышеназванные требования образовательное учреждение осуществляет по каждой профильной учебной программе. То есть образовательным учреждением, реализующим программы ДПО (и даже государственные) не нужна общая аккредитация, т.к. они будут аккредитовываться отдельными профессиональными сообществами по каждой отдельно взятой профессиональной образовательной программе. Государственные органы в данном случае могут выступать также как профессиональное отраслевое сообщество.

Вместе с тем в связи с прекращением государственной аккредитации программ ДПО с июля 2011 года сложилась непонятная ситуация: те учебные заведения кто прошел аккредитацию до июля 2011 года получили право выдавать документы государственного образца еще на 5 лет. То есть на образовательном рынке даже среди государственных учебных заведений имеется неравное положение, связанное с тем, что до сих пор профессиональные сообщества заключают договор с учебными заведениями лишь при условии, что завершение обучения будет сопровождаться выдачей документов гособразца. Т.е. учебные заведения, не аккредитованные по программам ДПО, после июля 2011 года становятся неконкурентоспособными даже по тем учебным программам, по которым много лет вели обучение с выдачей документов гособразца. В этих условиях полной неразберихи с аккредитацией в огромном количестве стали появляться учебные центры при СРО, промышленных предприятиях и даже при профессиональных сообществах. Данные учебные заведения не имеют соответствующей государственной образовательной лицензии, не располагают ни качественными ППС, ни материально-технической базой, ни компьютерной и информационной базой и т.п. Главное их преимущество – они ближе всего находятся к заказчику образовательных услуг и практически не проводят обучение, а за бесценок продают документы государственного образца. Такая нечестная конкуренция на образовательном рынке может свести на нет всю систему ДПО, превратив ее из высокопрофессиональных образовательных организаций в структуру, которая лишь выдает завершающую учебу документы.

То есть в настоящий период для дальнейшего подъема значимости системы ДПО (а в условиях перехода высшего образования на многоуровневое обучение, а деятельность работодателей – на саморегулирование, ДПО становится главным связующим звеном учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО, работодателей и местных органов власти при подготовки специалистов) необходимо:

а)  не допустить дискредитацию программ ДПО «благодаря» созданию «липовых» временных учебных центров;

б) уровнять шансы на рынке профессионального образования всех учебных заведений и подразделений ДПО, отменив с 01 июля 2011 года систему государственной аккредитации и документы государственного образца, приняв соответствующий приказ Минобрнауки.

Учитывая серьезную опасность разрушения системы ДПО посредством нападений «саранчи» в виде многочисленных учебных центров – однодневок предлагаем принять следующий компромиссный вариант:

1.                  Значительно расширить и ускорить деятельность по разработке профессиональных образовательных программ и аккредитацию учебных заведений при профессиональных сообществах.

2.                  В целях всеобщей борьбы за качество обучения системы ДПО с «липовыми» учебными центрами продлить государственную аккредитацию программ ДПО с выдачей документов гособразца на 5 лет и в завершении этого срока в целом по России прекратить аккредитацию учебных заведений по программам ДПО с выдачей документов государственного образца.

3.                  В течение переходного периода постепенно выводить из перечня необходимых для государственной аккредитации программ ДПО те программы, по которым уже приняты отраслевые образовательные стандарты и внедрена система аккредитации учебных заведений по отдельным образовательным программам в профессиональных сообществах.

 

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика