Бородачев В.В., Копосов Е.В.

Особенности разработки и утверждения отраслевых

требований к программам дополнительного профессионального

образования архитектурно-строительного профиля и их

государственное лицензирование

ижегородский государственный

архитектурно-строительный университет)

 

 

В настоящее время в строительной отрасли активно проводится комплексная модернизация сети учреждений профессионального образования при активном участии отраслевых объединений работодателей, других профессиональных сообществ, таких как Национальные объединения: строителей, проектировщиков, изыскателей, энергоаудиторов, оценщиков и др., а также местных органов государственной власти. Данный процесс требует существенного ускорения в связи с прекращением государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ и признанием недействительными свидетельств о государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ. Сегодня общие тенденции развития российского профессионального образования (и в том числе ДПО), также связанны с глубокой интеграцией российского образования в мировую образовательную систему. В соответствии с мировой практикой нет необходимости в государственной аккредитации программ ДПО как для государственных, так и негосударственных учебных заведений. В связи с этим не целесообразно разрабатывать и утверждать федеральные государственные требования программ профессиональной переподготовки. Исключение составляют программы ДПО для подготовки госслужащих и других специалистов для государственного сектора экономики, включая переподготовку и повышение квалификации преподавателей государственных учебных заведений. Здесь уже государственные органы власти решают, какие документы (государственного образца или иные) выдавать по завершению обучения, т.е. государство может выступать как отдельная отрасль своей структуры.

В настоящее время все программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны разрабатываться, в том числе на основе соответствующих профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов совместно с соответствующими профессиональными союзами и объединениями. С отраслевыми профессиональными сообществами согласуются учебные программы, система контроля знаний (тестирование, собеседование и т.п.), образец выдаваемых документов по результатам обучения, а также утверждается система профессиональной аттестации специалистов. Разработка конкретных для каждого учебного заведения программ ДПО производится с учетом профессиональных (отраслевых) требований к данным учебным программам принятым отраслевым объединением образовательных учреждений совместно с объединениями работодателей. В дальнейшем каждая отраслевая образовательная программа учебного заведения проходит соответствующую аккредитацию в профессиональном (отраслевом) сообществе профильных объединений образовательных учреждений и работодателей.

Архитектурно-строительное сообщество России сделало вывод о том, что выходом из этой сложной ситуации является создание специализированных отраслевых структур профессионального образования. В строительной сфере первым шагом в этом направлении стало образование международной общественной организации «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (АСВ).

Целью создания Ассоциации стало объединение усилий и творческого потенциала работников высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций для решения актуальных образовательных, научно-методических, научно-технических, экономических и социальных задач посредством совершенствования высшего строительного образования и развития науки, техники и технологий.

Учебные заведения, прошедшие профессиональную (отраслевую) аккредитацию соответствующих программ ДПО рекомендуются профессиональным (отраслевым) сообществом учебных заведений и работодателями Рособрнадзора для государственного лицензирования данной программы. Рассмотрим некоторые подходы к новой системе аккредитации учебных программ и их государственное лицензирование на примере архитектурно-строительной отрасли.

Новым этапом в развитии содружества строительных учебных заведений стало создание в 2010 году добровольного Стратегического партнерства учебных заведений всех уровней профессионального образования (НПО, СПО, ВПО и ДПО) во главе с национальным исследовательским университетом строительства и архитектуры (МГСУ).

Стратегическое партнерство национально-исследовательского университета строительства и архитектуры является добровольным объединением учебных заведений всех уровней профессионального образования (НПО, СПО, ВПО и ДПО).

Договор о Стратегическом партнерстве подписали 14 архитектурно-строительных университетов РФ.

Следующим шагом в развитии Стратегического партнерства стало подписание Соглашения о взаимодействии в области кадрового планирования для задач строительного комплекса руководителями министерств РФ: регионального развития и образования и науки, ректором МГСУ и президентом АСВ, президентами Национальных объединений: строителей, проектировщиков и изыскателей, а также президентом Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства.

 Именно в  Соглашении были сформулированы предложения по разработке новых взаимно согласованных образовательных программ и отраслевых профессиональных стандартов, а также определены пути развития инновационных форм взаимодействия системы образования и работодателей

 Кроме этого в Соглашении затрагиваются вопросы интеграции профильных образовательных учреждений на основе современных организационно-правовых форм и формирования на территориально-распределительной основе в рамках единого информационного пространства образовательных кластеров (консорциумов) строительной направленности. В Соглашении также сформулированы проблемы развития частно-государственного партнерства в строительной отрасли, взаимодействия с профильными национальными объединениями саморегулируемых организаций по вопросам разработки унифицированных отраслевых требований к программам дополнительного профессионального образования, совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, проведения тестирования и профессиональной аттестации.

Таким образом, в соответствии с основными положениями подписанных соглашений формируется отраслевая образовательная матрица, где по горизонтали выстраивают архитектурно-строительные университеты(14 шт.) - члены Стратегического партнерства, а по вертикали строится открытая территориально-распределительная модель непрерывного профессионального образования, состоящая из учреждений СПО, ВПО, ДПО и учебных центров профессиональных квалификаций, а также работодателей обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы и местных органов власти, укрепляющих эти новые творческие союзы законодательной и административной распорядительной поддержки.                                                                                                                                          

То есть, в строительной отрасли создается федеральный матричный учебно-научный, консалтинго-информационный, экспертно-производственный комплекс, который представляет полную палитру услуг (образовательных, научных, информационных, консалтинговых, экспертных и др.) для организаций строительного профиля региона, как очно, так и с использованием дистанционных технологий. Матрица в данном случае ограничена 14-ю столбцами, в соответствии с количеством архитектурно-строительных вузов, имеющих полный набор учебных программ, необходимых для эффективного функционирования архитектурно-строительного комплекса региона.

По вертикали происходит объединение всех учебных заведений строительного профиля одного субъекта федерации вокруг профильных вузов с активным участием работодателей и местных органов власти. Организационно-правовые формы этих новых региональных объединений могут быть различны, однако опыт подсказывает, что наиболее целесообразно их объединить в некоммерческое партнерство «Строительный образовательный консорциум».

Консорциум должен иметь унифицированные для всех программы обучения четко согласованные между уровнями образования с целью обеспечения содержательной и организационной преемственности.

Работая на региональном уровне новый союз единомышленников, может легко решить вопрос об организации обучения на базе таких строек и предприятий стройиндустрии и архитектуры, где используются новые технологии, материалы, конструкции; новые методы организации производства и управления, где применяется новейшая отечественная и зарубежная техника. Объединив воедино высокий потенциал прикладной науки и опытного производства университета, финансовую поддержку заказчиков образовательных услуг и административный ресурс местных органов власти, планируется создать в рамках консорциума единую информационную базу, центры передовых отечественных технологий, строительные бизнес-инкубаторы, базовые учебно-производственные комплексы, технопарки и т.п. с учебно-производственными мастерскими и опытными промышленными предприятиями. Именно на их базе можно наиболее эффективно готовить специалистов существенно сократив путь от науки к производству. Приведенный выше комплекс мероприятий даст возможность сформировать единую региональную кадровую политику в архитектуре и строительстве и гарантировать качество подготовки специалистов всех уровней от рабочих до топ-менеджеров и их полную востребованность на производстве.

При этом программы профессиональной переподготовки должны быть направлены на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения дополнительных квалификаций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и рекомендаций. В свою очередь программы повышения квалификации и профессионального развития предназначены для совершения имеющихся или освоения новых компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. В целом содержание данных дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать их преемственность к федеральным государственным образовательным стандартам среднего и высшего профессионального образования, а также опираться на профессиональные стандарты и (или) квалификационные требования.

В целом полная матрица Стратегического партнерства функционирует на постоянной основе и обеспечивает соответствующим набором услуг архитектурно-строительные комплексы 14 регионов.

В регионах, где в ВУЗах входящих в АСВ есть строительные факультеты осуществляющие подготовку специалистов строительного профиля по 1-3 направлениям, целесообразно строительным учреждениям заведениям ВПО, и СПО и совместно с крупными строительными организациями создавать образовательные кластеры  в форме временных творческих объединений или учебные центры профессиональных квалификаций, прежде всего по направлениям профильным для строительного факультета ВУЗа, а также местными объединениями работодателей и СРО строительного профиля.

Эти региональные образовательные структуры могут пользоваться всем научным и образовательным арсеналом учебных заведений Стратегического партнерства посредством дистанционных технологий.

В новых условиях оценка качества дополнительного профессионального образования осуществляется не только государственными органами при лицензировании, а в большей мере непосредственно потребителями образовательных услуг – работодателями. Объединения работодателей соответствующих отраслей при участии национальных объединений саморегулируемых организаций и других профессиональных сообществ и уполномоченные ими организации принимают активное участие в  профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных  образовательных программ, которые реализуются образовательными учреждениями.

В строительной отрасли организацию и координацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации программ ДПО осуществляет Совет по развитию дополнительного профессионального образования Учебно-методического объединения Международной ассоциации строителей высших учебных заведений  и Комитет по отраслевому партнерству в области подготовки кадров Российского Союза строителей.

Оба эти объединения становятся посредниками между объединениями работодателей, Национальными объединениями саморегулируемых организаций строительного профиля и учебными заведениями осуществляющими подготовку и переподготовку строителей.

При этом перед Российским Союзом строителей и Национальным объединением саморегулируемых организаций строительного профиля поставлена задача разработки отраслевых профессиональных стандартов. А их образовательные Комитеты и УМО АСВ инициируют работу по созданию профессиональных образовательных требований к программам ДПО. В дальнейшем ассоциация строительных вузов и Совет строителей заключают соглашение с Министерством образования и науки РФ о признании соответствующих профессиональных требований образовательных программ ДПО отрасли, что служит основанием для государственного лицензирования  соответствующих учебных программ в конкретных образовательных учреждениях их реализующих.

Получившие государственное лицензирование соответствующие образовательные программы ДПО, составленные на основе профессиональных (отраслевых) требований, включаются в реестр  АСВ, что дает им право использовать принятую в отрасли систему тестирования и аттестации специалистов по результатам обучения, а также вручать УМО АСВ по ДПО документы.

Ассоциации строительных вузов в настоящее время целесообразно разработать макеты и утвердить следующие виды документов отраслевого образца:

1.         Удостоверение о повышении квалификации – объем с 20 до 100 часов;

2.         Свидетельство о повышении квалификации – с 100 до 300 часов;

3.         Диплом о профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности от 300 до 1000 часов;

4.         Диплом о дополнительном (к высшему) образованию о присвоении дополнительной квалификации – свыше 1000 часов.

Образцы данных документов создает и утверждает УМО АСВ и согласует с Российским Союзом строителей и Национальным объединением СРО строительного профиля.

В дальнейшем АСВ и Российский Союз строителей совместным решением аккредитуют учебные заведения, имеющие лицензированные отраслевые профессиональные образовательные программы, после чего учебное заведение может вести образовательную деятельность по данным программам;

Аккредитованные учебные заведения проводят обучение по лицензированным учебным программам, тестируют и аттестуют выпускников совместно с объединением работодателей и выдают  документы установленного отраслевого образца, заверенные печатью ВУЗа;

Учебное заведение формирует личные дела слушателей, и ведут книгу учета выдаваемых итоговых документов.

Данная система отраслевого ДПО реализуется техническими университетами по всей номенклатуре специалистов работающих в архитектурно-строительной отрасли, включая  помимо чисто производственников, также менеджеров, маркетологов, работников с персоналом ПФ, юристов, экономистов, финансистов и др.

Учитывая многопрофильность технического университета, аналогичная схема взаимодействия с работодателями и органами власти должны выстраиваться по каждой сфере деятельности, для которой ВУЗ готовит, переподготавливает и повышает квалификацию специалистов. В частности, для архитектурно-строительного университета характерны взаимодействия с профессиональным национальным объединением:

·                        Архитекторов;

·                        Кадастровых инженеров;

·                        Энергоаудиторов;

·                        Оценщиков;

·                        Профессиональных бухгалтеров и др.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов высшего звена и Топ-менеджеров по межотраслевым, межрегиональными, международным и глобальным проблемам, включая обучение по программам МВА целесообразно проводить в соответствии с требованиями специализированных образовательных объединений, в частности, Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

РАБО совместно с заинтересованными организациями типа «Ассоциация менеджеров» и др. необходимо разработать соответствующие профессиональные образовательные стандарты или требования и согласовывать их с Рособрнадзором для государственного лицензирования. РАБО создает с учебными заведениями, заинтересованными в проведении данных учебных программ, саморегулируемые организации, либо просто формирует систему аккредитации при РАБО учебных заведений реализующих данные программы.

Учитывая тот факт, что порядка 80% учебных заведений должны реализовываться посредством дистанционных технологий, целесообразно разработать и приступить к реализации стандартов или общих требований к дистанционному обучению. Здесь наиболее приемлем вариант создания саморегулируемых организаций, реализующих программы ДПО на базе ЛИНКа – самого продвинутого учебного заведения в России в сфере дистанционных технологий.

 

Бородачев Владислав Владимирович – проректор по ДПО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук;

 

Копосов Евгений Васильевич – ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор технических наук

 

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика