Концепция опережающего кадрового обеспечения строительной отрасли региона

В настоящее время в условиях формирования инновационной экономики России в общей системе профессионального образования особое место уделяется подготовке инженерных кадров. Диапазон инженерной деятельности в экономике довольно широк. В каждой отрасли есть определенная специфика подготовки кадров. Вместе с тем существует единая основа для подготовки инженерных кадров, на которой формируется вся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней НПО, СПО, ВПО и ДПО объединенных общей концепцией непрерывного и профессионального образования.

Содержательной базой для развития системы непрерывного профессионального образования является определение объема и профессиональной квалификационной структуры и подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для каждой отрасли экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Важно определить и тенденции изменений содержания и формата образовательных программ в соответствии с нынешними потребностями и динамикой развития отрасли.

Сегодня в России из всех отраслей экономики наиболее динамично  и продуктивно проводится кадровая политика в строительной сфере, в рамках которой успешно реализуется отраслевая система непрерывного опережающего кадрового обеспечения строительной отрасли. Министерством регионального развития РФ принято решение о создании в каждом субъекте федерации Подпрограммы кадрового обеспечения задач жилищно-строительного региона.

Кадровая Подпрограмма представляет собой набор регулятивных механизмов и мероприятий, проводимых учебными заведениями региона совместно с работодателями и местными органами власти по реализации системы непрерывного профессионального образования строительной отрасли, которая включает в себя систему профессиональной подготовки кадров (начального, среднего и высшего профессионального образования)  и систему дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), а также аттестацию специалистов.

При этом в учет принимается тот факт, что система подготовки  кадров имеет существенную степень управленческой инерции, так как базируется на комплексе государственных образовательных стандартов. Инновационное обновление государственных стандартов, возможно, достигнуть через длительное процедурное внесение изменений в эти стандарты, что в свою очередь и определяет временные параметры инерции системы. В современных условиях объективным основанием и механизмом для внесения изменений в образовательные стандарты, например, служит система профессиональных стандартов (должностные компетентностные модели). Поэтому коррекционное воздействие на образовательные стандарты может осуществляться через систему профессиональных стандартов, разрабатываемых профессиональным сообществом под руководством отраслевого федерального органа исполнительной власти (Министерства регионального развития РФ).

В свою очередь система дополнительного профессионального образования имеет значительно меньшую степень инерции, так как не базируется на фундаментальном комплексе государственных образовательных стандартов. То есть она может служить механизмом оперативного обеспечения решения задач строительства и жилищной политики. Учитывая факт относительной (по сравнению с системой подготовки) непродолжительности обучения по профессиональной переподготовки(6-11 месяцев) и ее оперативность в реагировании на текущие потребности обеспечения кадрового потенциала отрасли, система профессиональной переподготовки может осуществлять функцию «опережающей» подготовки кадров. Наименее инерционной системой профессионального образования является система повышения квалификации. Она может рассматриваться и выполнять лучше других функции оперативной готовности кадров  к быстроменяющимся условиям производственной деятельности отрасли, изменениям правового регулирования строительного комплекса и оперативного сопровождения программных задач жилищной политики и жилищного строительства. В отличие от системы подготовки кадров регулятивное воздействие на систему отраслевого ДПО осуществляется через требования к учебным программам со стороны работодателей и Рособрнадзора.

Высокие темпы развития научно-технического прогресса в строительной отрасли, широкая и глубокая интеграция российской экономики в мировую, переход российского профессионального образования на многоуровневую систему подготовки кадров и проникновение саморегулирования в строительный комплекс катализировали процессы создания отраслевой системы непрерывного опережающего кадрового обеспечения. Система может формироваться только на основе единой инновационной, образовательной, научной и правовой базе подготовки, переподготовки и повышения квалификации современных кадров с учетом интеграционных процессов между всеми уровнями профессионального образования и объединением информационных ресурсов всех образовательных учреждений строительной отрасли. Регулирующее воздействие на эту систему могут оказываться заинтересованные федеральные министерства и ведомства, высшие органы власти субъектов федерации и муниципалитетов и, конечно, работодатели. В настоящее время возникает необходимость оптимизации взаимодействия всех уровней профессионального образования для удовлетворения реальных потребностей рынка труда, а также запросам, как строительной отрасли, так и всей экономики в целом. То есть создание системы кадрового обеспечения строительной отрасли позволяет более эффективно использовать интеллектуальный потенциал профильных образовательных учреждений, способствует созданию наукоемкой продукции мирового уровня, эффективному внедрению новых технологий, материалов и управленческих решений в широком спектре деятельности строительной отрасли. В целях практической реализации поставленной задачи в строительной отрасли на базе Национального исследовательского университета Московский государственный строительный университет создано новое формирование – Отраслевое стратегическое партнерство (ОСП) профильных образовательных учреждений строительной направленности всех уровней (НПО, СПО, ВПО и ДПО) открытой территориально-распределительной модели непрерывного отраслевого профессионального образования. При совместной деятельности в рамках ОСП появляется возможность учета требований и особенностей рынка труда отдельных регионов в специалистах различного уровня подготовки. Сотрудничество в рамках ОСП дает возможность создать условия для полной совместимости программ начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. При этом может быть успешно решена проблема дефицита педагогических кадров в НПО и СПО путем использования наработок вузов по подготовке инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения. Здесь также появляется возможность использования инновационных образовательных технологий и создание  единого информационного пространства. Одной из перспективных форм инновационной подготовки кадров может быть вхождение учреждений СПО в структуры вузов в качестве филиалов по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием в форме колледжей при вузах при условии сохранения бюджетного финансирования ССУЗов.

Как известно, основная проблема подготовки кадров сегодня состоит в том, что специалисты, которые выходят из системы профессионального образования, зачастую не востребованы на рынке труда в силу того, что работодатели низко оценивают их квалификацию. Исходя из этого, в настоящее время разрабатывается целая система обновления этого взаимодействия между работодателями, профессиональными сообществами, органами власти, образовательными учреждениями и теми элементами непрерывного образования, которые сейчас уже существуют. В частности, в строительной отрасли уже принято открытое отраслевое соглашение между Министерством регионального развития и Министерством образования и науки. В рамках него сейчас готовятся уточненные профессиональные стандарты, которые состыковываются с соответствующими образовательными стандартами и реализуются в новых учебных программах, которые образовательные учреждения готовят по заданию работодателей. При этом выстраивается грамотное взаимодействие и взаимопроникновение квалификационных и образовательных требований. Координацию этой деятельности проводит Экспертный Совет по вопросам подготовки специалистов строительной отрасли при Минрегионе России, в работе которого также участвуют: Национальное объединение саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей, а также представители учебных заведений НПО, СПО, ВПО и ДПО. К сотрудничеству с Экспертным Советом приглашаются и Минздравсоцразвитие, которое занимается программами занятости, и Федеральная Миграционная Служба и Министерство экономического развития и др.

На региональном уровне аналогичная работа будет проводиться в рамках  Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли Нижегородской области на базе вновь создаваемого Некоммерческого партнерства в сфере профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров «Нижегородского строительного образовательного консорциума»  Координационный Совет создает единую систему мониторинга и оценки эффективности работы с кадрами в строительной отрасли региона.

По результатам заседание Координационного Совета принимаются рекомендации для органов власти региона, учебных заведений, служб занятости, статистики и др. по каждому из рассматриваемых вопросов.

Системный подход в строительной отрасли может помочь выстроить эффективное взаимодействие учебных заведений всех уровней профессионального образования, работодателей и соответствующих органов государственной власти. Данный опыт можно с успехом использоваться и при разработке и реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров в разрезе строительной отрасли. В соответствии с концепцией Президентской программы в строительной отрасли Нижегородской области будет внедряться электронный паспорт профессионала, который по-новому отражает квалификацию каждого сотрудника. В паспорте записано полученное образование, включая диссертации, патенты, открытия и т.п. Данный паспорт будет иметь абсолютно полную информационную базу, которая позволит работодателю более качественно оценить данного специалиста. И государственные органы смогут контролировать траекторию развития квалификации кадров строительной сферы, качество их трудоустройства, представленностью их на рынке труда с целью определения сегмента рынка, которым еще не занят и на который могут претендовать молодые кадры.

Новым элементом кадровой политики строительной отрасли Нижегородской области будет разработка и выпуск «Атласа профессий» по наиболее дефицитным строительным рабочим специальностям, в котором будет представлена подробная информация о профессиональных требованиях, уровне заработной платы, условиях труда, потребности работодателей области в специалистах таких профессий, а также сведения о том, какие учебные заведения готовят таких специалистов.

Президентская программа предусматривает также при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров в строительной сфере:

1)      ввести показатель, характеризующий трудоустройство и работу по специальности выпускников строительных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения;

2)      увеличение нормативов финансового обеспечения в части касающейся затрат:

·         на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала учебных заведений;

·         совершенствование профессиональных образовательных программ и привлечения иностранных специалистов к образовательному процессу;

·         на мероприятия, связанные с прохождением практики и стажировки в ведущих отечественных и иностранных строительных фирмах, в том числе в инженеринговых и исследовательских центрах. Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров особое внимание обращает на:

Ø  обеспечение внесения в законодательство РФ изменений, направленных на расширение полномочий попечительских советов в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотрев участие в них представителей работодателей и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также наделения таких советов полномочиями по участию в разработке образовательных программ в целях их адаптации к требованиям работодателей;

Ø  на привлечение отраслевых объединений работодателей к разработке предложений по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации ВУЗов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров;

Ø  на совершенствование планирования объемов подготовки инженерно-технических кадров для строительной отрасли;

Ø  на необходимость включения при разработке образовательных стандартов среднего (полного) общего образования требований, направленных на раннюю профессиональную ориентацию детей.

Системный подход также требует существенно изменить деятельность работодателей как заказчиков образовательных услуг. Так строительные организации должны качественно перестроить свою кадровую политику и организовать работу с персоналом на основе всеобъемлющих кадровых прогнозов и планов.

То есть строительные фирмы должны иметь комплексную систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации полной номенклатуры специальностей, работающих на всех уровнях строительного производства и управления.

В данной комплексной системе целесообразно иметь следующие компоненты:

  • определение категорий специалистов, требующих аттестации  и специальной сертификации их рабочих мест для российских условий;
  • выбор учебных программ для каждой категории специалистов и подбор учебных заведений, реализующих данные программы, а также аттестацию кадров и сертификацию их рабочих мест в соответствии с рекомендациями Комитета по профессиональному образованию Национального объединения строителей;
  • выработка с учетом местных условий требований к аттестации и сертификации; определение порядка и механизмов тестирования, аттестации и сертификации в соответствии с рекомендациями НОСТРОЯ;
  • принятие законодательных актов и решений местных органов власти о добровольной аттестации персонала и обязательной сертификации рабочих мест для определенных категорий специалистов;
  • определение категорий специалистов, которым необходима международная аттестация с получением соответствующих международных документов;
  • принятие региональных законодательных актов и рекомендаций НОСТРОЯ об обязательном обучении и аттестации специалистов для получения международных документов.

В плане реализации положений Концепции Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров  при Координационном  совете по развитию саморегулирования в строительной отрасли Нижегородской области предусмотрена разработка целевой программы по профориентации и трудоустройству, которая включает в себя:

  • систему профориентации в учебных заведениях
  • создание и функционирование в ВУЗах и ССУЗах специальных центров по трудоустройству выпускников и прогнозирование ситуации на рынке труда.

Целевая программа охватывает такие вопросы как:

  • современные технологии трудоустройства студентов и выпускников учреждений ВПО и СПО;
  • систему профориентации «от школьника до профессионала»;
  • научно-исследовательская работа центров трудоустройства в вопросах занятости молодежи;
  • опыт эффективного взаимодействия со структурными подразделениями ВУЗа, ССУЗа в содействии трудоустройству студентов и выпускников;
  • развитие и внедрения программы карьерного сопровождения студентов и выпускников;
  • совершенствование системы организаций производственной практики и стажировка на предприятиях региона;
  • развитие студенческого самоуправления в сфере трудоустройства, взаимодействие с молодежными организациями;
  • коммерциализация проектов деятельности центров трудоустройства кадровых агентств в ВУЗе, ССУЗе;
  • психолого-педагогическая поддержка студентов и выпускников в период поиска работы.

Целевая программа по профориентации и трудоустройству предусматривает проведение ряда социологических исследований. В частности, в рамках деятельности Стратегического партнерства НИУ МГСУ организовало проведение социологических исследований по теме: «Исследование кадрового потенциала и потребности инвестиционно-строительного комплекса России в инженерно-строительных кадрах».

В Стратегическом партнерстве будет разработана и принята единая методика определения потребности регионов в специалистах строительного профиля строителей, проектировщиков и изыскателей всех уровней образования и специальностей.

Инновационным направлением деятельности строительного сообщества будет введение института персональной ответственности специалистов за качество выполняемой работы по инженерным изысканиям, проектирование возведению объектов капитального строительства в виде страхования профессиональной ответственности специалистов, а также система управления рисками человеческого фактора в строительстве.

То есть стратегической миссией Подпрограммы является содействие динамичному развитию строительного комплекса Нижегородской области и обеспечение ее необходимыми людскими ресурсами, сбалансированных по численности направлений подготовки, квалификационных и возрастных структур с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структур преобразования строительной отрасли.

 

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика