16.11.2015

В настоящий момент для организации дополнительного профессионального образования значительно актуализировалась проблема, сформулированная в ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 года – «Общественная аккредитация организаций ...

В настоящий момент для организации дополнительного профессионального образования значительно актуализировалась проблема, сформулированная в ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 года – «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ». Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) приняты Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и Протоколом №10 от 20 мая 2015 года утверждены:

  •    Порядок отбора, мониторинга и контроль деятельности организаций осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ.
  •     Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и предоставление информации в НСПК.

С документами можно ознакомиться на http://nspkrf.ru/docs/normativnie-doc.html

На заседании НСПК при Президенте РФ 30 сентября 2015 года значительно расширился реестр организаций, которым разрешено проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

В связи с данным фактом с октября 2015 года существенно активизировались аккредитационные процессы, механизм которых существенно увеличивает затраты организаций ДПО на проведение аккредитационной экспертизы программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подготовку и аттестацию экспертов по профессионально-общественной аккредитации и т.п. Принятые документы не решают проблему  авторских прав на образовательные программы, не содержат механизма приобретения авторских образовательных программ при франчайзинговых отношениях. Учитывая актуальность поставленной проблемы и нашу общую заинтересованность в ее адекватном решении, чтобы за счет внедрения общественной аккредитации проводимой работодателями не произошло значительное удорожание образовательных услуг, предназначенных именно для тех же работодателей, предполагаем всесторонне обсудить предлагаемые НСПК при Президенте РФ порядок и механизм проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и дать конструктивные предложения именно организаций ДПО, каждой из которых коснется это нововведение, сформулированное в ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 года.

При этом возникают вопросы, которые требуют обсуждения профессионалов и консолидированные ответы на них.


В частности, по моему мнению, наиболее актуальными являются следующие вопросы:

  1. Какие образовательные программы (основные образовательные, профессиональной переподготовки, повышения квалификации) требуют профессионально-общественной аккредитации?
  2. Каковы, по Вашему мнению, должны быть особенности профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ, разработанных на базе Федеральных государственных образовательных стандартов?
  3. Учитывая, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются в соответствии с требованиями единых профессиональных стандартов, должны ли они быть универсальны для всех образовательных организаций их реализующих или каждое учебное заведение должно иметь свою уникальную программу, требующую персональной профессиональной общественной аккредитации?
  4. Должны ли отраслевые Советы по профессиональным квалификациям НСПК проводить конкурсы на разработку единых программ профессиональной переподготовки соответствующих определенным профессиональным стандартам?
  5. Считаете ли Вы необходимым создание при отраслевых советах по профессиональным квалификациям (СПК) Фондов развития образования в виде государственно-частных партнерств для финансирования процесса разработки профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов, в том числе в он-лайн форме для создания открытого образовательного ресурса для свободного допуска к информации всех элементов непрерывного образования и обучения?
  6. Считаете ли Вы целесообразным проведение профессионально-общественной аккредитации программ профессиональной переподготовки на федеральном отраслевом уровне в отраслевом СПК с формулированием в дальнейшем требований по реализации аккредитованных программ в образовательных организациях?
  7. Нужно ли проводить общественную аккредитацию образовательной организации, реализующей прошедшую профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ?
  8. Нужно ли устанавливать франчайзинговые отношения образовательной организации с отраслевыми СПК (или Фондом образования СПК) и проводить франчайзинговые отчисления за пользование аккредитованной программы и в целом соответствующего учебно-методического комплекса?
  9. Нужно ли на уровне федеральных отраслевых СПК проводить профессионально-общественную аккредитацию программ повышения квалификации?
  10. Можно ли профессионально-общественную аккредитацию программ повышения квалификации проводить работодателями, заказчиками образовательных услуг (на уровне региона, ассоциации предприятий, организаций и т.п.)?
  11. Нужно ли работодателям вести реестр специалистов, прошедших обучение по аккредитованным образовательным программам?
  12. Указывать ли в удостоверениях и дипломах, что слушатель прошел обучение по программе, имеющей профессионально-общественную аккредитацию?
  13. Нужно ли образовательным организациям платить за общественную аккредитацию?

Если у Вас возникнут другие вопросы по обсуждаемой проблеме, то просьба их сформулировать и задать коллегам.


С уважением,

Член Правления МАПДО,

Директор МИПК ННГАСУ, профессор В.В.Бородачев

Возврат к списку

Директор МИПК ННГАСУ
Электронная почта
График работы
Пн-Чт: с 800 до 1645
Пт: с 800 до 1530
Адрес
г. Нижний Новгород, ул. Гоголя 1
Показать на карте
Яндекс.Метрика